Иоанн Златоустый

КРАТКОЕ ИЗЪЯСНЕНИЕ МОЛИТВЫ «ОТЧЕ НАШ»

Óтче наш, И́же еси́ на небесéх.

Отцом называешь, человек, Бóга? Справедливо: конечно, Он всем Отец. Но в таком случае старайся, чтобы дела твои были угодны Бóгу твоему. Если же дела твои злы, тогда, конечно, отцов твоим является диавол: он источник всякого зла. Поэтому старайся удалиться от него и угодить благому Отцу и Создателю твоему.

Да святи́тся И́мя Твоé.

Что это? Разве Бог не свят? Нет, Он свят, а эти слова твои означают: во мнe да святится имя Твоé, чтобы увидели люди мои добрые дела и nрославили Отца и Творца моего.

Да прии́дет цáрствие Твоé.

Что это? Разве Бог не царствует теперь, что Его царство должнó ещё наступить? Конечно, Он - царь. Но, как город, осаждённый врагами, просит, чтобы пришло царское войско и освободило его, так и мы, будучи окружены противными силами и своими собственными грехами и злыми помыслами, просим, чтобы наступило Царство Бóжие, чтобы принесло нам избавление.

Можно объяснить и другим способом. Пророк говорит: «Воцари́ся Бог над язы́ки» [Пс. X VI:9], - употребляя прошедшее время вместо будущего; подобно ему и мы восклицаем: «Да прии́дет царствие Твоé, Гóсподи!», - то есть: «Пусть придут на нас ми́лости Твои́».

Да бýдет вóля Tвоя́, я́ко ва небеси́ и на земли́.

Это значит: Гóсподи! Как совершилась воля Твоя на небе, где все агнелы в мире и нет среди них ни притеснителей, ни притесняемых, ни обидчиков, ни обиженных, но полный мир Царствует между ними, так и среди нас - обитателей земли - да будет воля Твоя, чтобы все народы одними устáми и одним сердцем, все мы прослáвили Творцá и Спаси́теля нашего.

Хлеб наш насýщный даждь нам днесь.

Мы просим о насýщном хлебе. Хлеб же ДЛЯ ДУШИ есть Слово Божие, как сказал нéкто из святых: «Си́не, отвéрзай устá твоя́ слóву Бóжию» [Притч. XXXI:8]. Поэтому хорошо вспоминать о Боге чаще, чем дышать.

И остáвим нам дóлги нáша, я́ко же и мы оставля́ем должникáм нáшим.

Смысл такой: прости нам долги наши, то есть, грехи и проступки наши, как и мы прощаем всем погрешáющим против нас братьям нашим, как свободным, так и рабам, и всем, зависящим от нас. Говоря так, человек, наблюдай, чтобы и дела твои соответствовали словам, а если нет этого, - вспомни, как страшно впасть нам в руки Бóга живого, и, исправившись, - обратись к Творцý и Гóсподу.

И не введи́ нас во искушéние, но избáви нас от лукáвого.

Если бы сатана просил сеять нас, как пешницу, как он просил уже апóстолов, но справедливо получил отказ на свою просьбу, и если бы случилось так, как было с древним Иовом, не давай ему власти над нами; даже если бы и человек лукáвый захотел искуси́ть нас или обидеть, не давай ему воли над нами, но огради́ нас крóвом крыл Твои́х.

Я́ко Твоé есть цáрство и си́ла.

Гóсподи! Так как Твоé есть царство, не допускай, чтобы нас устрашало другое царство или иное владычество, даже если бы мы и достойны были наказания за грехи наши. Ты сам накажи нас, как Тебе угодно, только не передавай нас в руки людей: пусть впадём мы в руки Твои, потому что каково величие Твоé, такова и милость Твоя́, Óтче Вседержителю, вóвеки Ами́нь.

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project