митрополит Андриан (Четвергов)

О богатстве земном и небесном

«Кто любит серебро, тот не насытится серебром.»
[Екклезиáст 5:9]

«Слáдок сон трýдящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщéние богатого не даст ему уснуть.»
[Екклезиáст 5:11]

«Большинство святых были бедняками, но отсюда ещё не следует, что большинство бедняков - святые.»
[Уильям Индж]

«Дарáми людскими не обольщайся, ибо не во всяком подношéнии есть дань уважéния.»
[Народная мудрость]

* * * * * * *

Много ли может человек за свою жизнь накопить богатства, если он поставит перед собой такую цель и планомерно и последовательно будет будет только этим заниматься? Наверное, если у него есть на то способности, довольно много, по крайней мере, столько, что ему хватит для удовлетворения всех его желаний.
Он сможет вести весёлую и разгýльную жизнь, ездить, куда ему заблагорассудится, делать всё, что ему захочется. Он сможет даже реализовать какие-то необычные проекты, что называется, сори́ть деньгами, и это будет представлять ему и его окружению определённый интерес.

Но принесёт ли это удовлетворение?

Будет ли такой человек уверен, что он выполняет своё предназначение, живя на земле этот короткий миг? «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душé своей повредит?», - вопрошает Спаси́тель. А такая жизнь, как правило, приносит вред душé. Прежде всего, потому, что человек получает возможность удовлетворения своих ни́зменных желаний, которые, как правило, ведут ко греху.

И всё же, можно ли спастись богатому человеку? Существует довольно стойкое убеждение, что, если человек живёт по закону совести, каковым можно считать закон Моисеев, и не нарушает основных заповедей Божиих: не убивает, не прелюбодействует, не крадёт, не лжесвидетельствует и почитáет отца и мать, - то ему обеспечено достойное место в сéлех Отцá Небéснаго.
Это предположение справедливо в какой-то степени, если речь идёт о человеке, не просвещённом Светом Истины, который будет судитъся по своей вере; о человеке, которого не коснулась благодáть Бóжия, каковая исходит на всякаго во врéмя его крещения. Для того же, кто хочет войти в жизнь вечную, обитáть в сéлех, уготóванных прáведникам, и в Царстве Небесном непрестáнно созерцáть слáву Бóжию, «пищи райской наслади́ться» - выполнения Ветхого Закона недостаточно.

Как говорит Апостол Павел: «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли через Исýса Христá» [Иоан. 1:17].

«Чего ещё недостаёт мне, - спросил богатый юноша, который, несмотря на своё богатство, обладал благочестием и избежал смертных грехов, Исуса, - чтобы иметь жизнь вечную?» «Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокрóвище на небесáх, и приходи, и следуй за мной», - ответил Учитель.

И тут опять поспешные суждения могут привести нас к неправильным выводам.

Слова Спаси́теля, как правило, имеют иносказательный характер и очень глубокий смысл. Если состоятельный человек буквально поймёт эти слова, т. е., продаст своё имение, раздаст деньги нищим, то при этом сам превратится в нищего, а будучи непривычным к такому положению, быстро разочаруется в своих действиях и, что хуже всего, возрóпщет на Бога и таким образом не только навредит своей душе, но и не сможет уже быть полезным для других.

Разве этого хочет от нас Госпóдь?

Недостаток в этой жизни вовсе не является гарантией праведности. Немало в истории примеров отречения от богатства ради хвастовства и тщеслáвия или для занятия науками и мёртвой мудростью. Мог ли Спаси́тель добивающимся вечной жизни советовать нечто вредное и губи́тельное для души, и о каком же богатстве тогда идёт речь?

Дело в том, что психология человека такова, что, как правило, не позволяет ему вóвремя остановиться в приобретении материальных благ, и он, увлекаясь и распаляясь в достижении намеченных целей, становится рабом плотских потребностей и не может удержать своих вожделéний, им овладевает азарт, развивается тщеславие, он начинает верить в свою избранность, т. е., грех гордыни порабощает его.
Вот такое состояние души можно считать богатством, богатством тленным, от которого христианину следует избавляться всеми силами.
И в то же время, богатство материальное может служить орудием к оправданию, ибо человек, обладающий определённым благосостоянием, если поставит целью своей жизни спасение души, может принести немало пользы, заботясь о ближнем и тем самым выполняя заповедь: «возлюби ближнего своего как самого себя».
«Посему - говорит Климент Александрийский, - кто владеет собственностью: и золотом, и серебром, и долгами - как дáром Бóжиим, и своими богатствами подáтелю всех благ Богу служит ко спасению души́, и кто знает, что этим он владеет более для собратий, нежели ради себя, кто господином состоит над своей собственностью, а не рабом её, и своими богатствами не загромождает своей души́ и чрез это жизни своей не сýживает и не замыкáет, и постоянно занят какими-нибудь добрыми и божественными делами, а если должен бывает этих вещей лишиться, то со спокойным дýхом и равнодушно расстаётся с ними, подобно тому, как хладнокровен он был к обладанию ими, того прославляет Госпóдь как блажéнного и называет нищим в дýхе, достойным наследником Царства Небеснаго». Именно тогда нелогичные, непонятные и никак не опрáвданные человеческие действия могут быть объяснены только желанием угодить Богу, и тогда

невозмóжное человеку становится возмóжно Богу и Гóсподу нашему Исýсу Христý,

Емýже подобáет всякая слáва, честь и поклонéние ны́не и присно и вó веки векóм. Аминь.

 

«Ведомости Казанско-Вятской епархии РПСЦ», № 1, сентябрь 2007 г.

источник: rpsc-spb.ru

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project