протоиерей Евгений Чунин

О грехе брадобрития

«Не дóлжно также и на бороде портить волосы
и изменять образ человека вопреки природе.
Не обнажайте, говорит закон, бород ваших.
Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал
пригожим для женщин, а мужчинам признал Он
непристойным. Ты же, обнажающий бороду свою,
чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону,
мерзок будешь у Бóга, создавшаго тебя по образу Своему».

[Постановления святых апостол, книга 1, стр. 6-7]

* * * * * * *

В первых книгах Библии, а именно - в книге «Левит», Госпóдь даёт зáповеди своему избранному народу, и среди этих заповедей есть такая: «не брей головы твоей и не порти края бороды твоей». Тем самым Госпóдь строго заповéдует, чтобы всякий верующий, всякий благочести́вый человек, если он мужчина, непременно носил (т. е., не брил) свою бороду. А почему, собственно говоря, это должно быть так?

Ну, вообще-то, мы не должны бы и задаваться таким вопросом! Если Госпóдь дал нам таковую зáповедь, то мы её должны принять просто, как волю Бóжию, как поручение нам от лица нашего Гóспода, Творцá всего видимого и невидимого мира. И если мы примем сию заповедь именно с таким настроением, то у нас и сомнений никаких не будет в необходимости её исполнения: раз этого хочет от нас Госпóдь, значит, так и должно быть. Но сегодня мы позволим себе, всё-таки, поразмышлять над важностью и смыслом этой зáповеди.

Сотворéние первых людей, Адáма и Éввы, как мы знаем, Госпóдь совершил «по óбразу и по подóбию Своемý». Этим подразумевается, что тот естественный облик, который человек получил из рук своего Создателя, является óбразом Бóжиим, отражением Гóспода в каждом из нас. И поэтому мы, сознавая себя творéнием Бóжиим, должны с благодарéнием принять и тот óблик, который мы, каждый, получили от Бóга.

Но, может быть, кто-то скажет: «А при чём тут я? Ведь из рук Бóжиих свой облик получил Адáм! А я-то родился таким от своей матери?». И тем не менее, - разве каждый из нас сам является архитектором своему телу? Разве каждый сам конструирует свою плоть и свой óблик? Нет! Каждый рождается на свет Бóжий от своих родителей, и это происходит неизречéнным образом, по Бóжию повелéнию, изречéнному Им ещё прародителям нашим, Адáму и Евве. И так, от Адáма и до нас с вами, а так же и до тех, кто будет жить на Земле после нас, в рождении каждого нового человека снова и снова исполняется это таинственное благословéние Бóжие. Никто из нас не сам привёл себя в земную жизнь, и поэтому уже считается, что тот внешний óблик, который мы унаследовали, мы должны беречь как печать творения Бóжьего. Отсюда-то и следует требование Закона: не вторгаться никаким противоестественным образом в тот внешний образ, который мы изначально получили от Гóспода, и который является для нас родным и естественным. Именно поэтому считаются противоестественными и грехóвными, а потому - недопустимыми, всякого рода действия по искажению человеческого облика, в том числе и весьма распространившийся в последнее время грех бритья бороды и усов у мужчин.
Однако, надо отметить, что по этой же причине считается грехóвным не только брадобри́тие, но и ещё целый ряд подобных посягательств на óбраз Бóжий: в частности, и распространившийся в последние два десятилетия среди «крутых парней» обычай брить голову практически нáголо, что тоже противоестественно и небогоугóдно. А ещё больше всяких вольностей мы сегодня видим у женщин. Это и косметика, и стрижка/окраска/завивка волос, и всякие ухищрения в области маникюра; сюда можно отнести и пластическую хирургию, и многое, многое другое, изобретённое диáволом вовсе не для спасения наших душ. И всё подобное представляет собой целенаправленное извращение óбраза Бóжия, который дан каждому из нас, и сознательное противление вóле Бóжией, нежелание принять из рук Бóжиих тот óблик, который Сам Госпóдь вручил каждому из нас. Но сегодня мы будем говорить, прежде всего, именно

о бороде.

Надо сказать, что в прошлые времена, даже ещё совсем недавно - лет 100 тому назад, - ношéние бороды для мужчин было вполне естественным делом. Ещё даже и в начале прошлого вéка увидеть человека бритого, а особенно где-нибудь в глубинке, среди простых христиан, было большой редкостью. А если такой человек мог кому-то встретиться, то сразу было понятно, что это или иностранец, или иновéрец, или какой-то иной отщепéнец, одним словом, - кто угодно, только не настоящий, истинно верующий человек. Но в прошедшем 20-м веке, как мы знаем, в нашей стране произошли страшные события; эти события сломали устоявшуюся жизнь, перевернули сознание людей, извратили обычаи, многое поставили с ног на голову. И вот сегодня наша общая беда в том, что мы часто уже даже и не понимаем, что к чему и зачем. Поэтому, я уверен, что и этот простой вопрос сегодня у многих - как у мужчин, так и у женщин - вызывает некоторое недоумение:

«Ну, в Бóга-то мы, конечно, вéруем... А борода здесь причём?»

Весь закон Бóжий согласно свидетельствует о том, что мало только «вéровать», т. е., вéровать на словах. Вера в Гóспода - если она действи́тельная, настоящая, - наша вера должна подтверждаться не словесными заверениями, не показным биением себя в грудь «Я - христианин!», а конкретными делами: соблюдением зáповедей Бóжиих. А если наша жизнь, наши поступки противоречат заповедям Госпóдним, то и называть себя христианами преждевременно, ибо, по слову апостола Иоанна Богослова, «Кто говорит: «я познал Егó», но зáповедей Егó не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины». [1 Иоанна 2:4].
Можно привести много поучительных примеров строгого соблюдения Госпóдних установлéний по части бороды. В 1341 году в Вильне за отказ исполнить волю Литовского князя Ольгерда (он требовал сбрить бороду) пострадали до смерти мученики Антоний, Иоанн и Евстафий; их телесá почивáют нетлéнными (память им и служба 14 апреля). За отказ благословить княжеского сына-брадобрийца был скинут с корабля в Волгу и протопоп Аввáкум (см. его житиé). Много есть и других примеров, когда вплоть до пролития крови готовы были страдать истинные христиане - ради ношéния бороды, ради того, чтобы исполнить эту важную зáповедь Бóжию.

Но сегодня всё стало гораздо проще: никто ни к чему нас не принуждает, никто ничем не угрожает - живи, как тебе заблагорассудится. Теперь всем стало вовсе не трудно соблюдать зáповеди Бóжии, теперь каждый может начать устраивать своё житиé по Закóну Христóву! Вот когда должнó бы процвести христиáнское благочéстие! Ан - нет... Наоборот: именно в нынешнее время усердие к соблюдению зáповедей уменьшилось - как никогда! Так что же, неужели нам не на пользу нынешняя свобода, современное общественное благополучие? Или мы уж настолько ослабли своей верой, что опасаемся даже не то, что каких-то угроз, а зачастую - даже самого простого вопроса (вроде, ужасного: «Слушай-ка, ты это что - бороду стал отращивать, что ли?»)
Вопрос этот приведён здесь вовсе не для красного словца. Такой, или подобные этому вопросы приходилось слышать, наверное, каждому мужчине, кто когда-то решался отпустить бороду. Ну, так и что? В чём проблема-то? Разве трудно на такой вопрос ответить - «Да, вот решил отрастить» - и все вопрошатели быстро теряют интерес к данной теме! Но беда многих нынешних мужчин в том, что даже такой мелкий, мимолётно заданный вопрос вдруг может вызвать у них серьёзный испуг... И бывает, что какой-нибудь взрослый мужчина, глава семейства, отец своих детей - вдруг начинает трепетать, как осиновый лист, от подобных вопросов! Хотя, если всё-таки вдуматься, - чего же мы боимся? Кто нам сегодня может помешать исполнить зáповедь Бóжию, если мы этого захотим? Какие страхи, какие притеснения не дают нам этого делать? Только лишь одно - наше маловéрие! Если мы сомневаемся, - значит, не так стрáшен нам Госпóдь Бог, и не столь дороги нам Его спаси́тельные зáповеди, а гораздо страшнее кажется нам косой взгляд соседа или ехидный вопрос сослуживца по работе - это нас страшит гораздо больше. А то, что нами растоптана, пóпрана Бóжия зáповедь, - это нам, выходит, вóвсе и не страшно? Да-а-а... Но если задуматься, - в сущности, почему мы должны бояться мнений других людей? Да пусть они думают, что хотят! Нам-то бы за свою совесть перед Бóгом ответить!

Да и вообще, когда нам хочется оглянуться на других, нам всегда следует задуматься: что мы хотим увидеть, чему научиться от окружающих нас людей? Ладно, если добрý, правде да благóй вéре! Но мало вокруг нас правды, и добра - не так много, а уж примеров благóй Христóвой вéры - этого меньше всего. А тогда - зачем мы оглядываемся по сторонам? Боимся, что будем выглядеть как-то «невыгодно» в глазах наших знакомых, соседей, сослуживцев? Опасаемся вопросов, которые могут нам задать? Страши́мся показаться «белыми воронами» среди окружающих? Но ведь мы с вами знаем, что весь окружающий мир, почти все люди, кто нас сегодня окружает, всё человечество, не пришедшее ко спасительной церковной ограде, - весь этот мир в одночасье погибнет, и этот час приближается. Спасýтся лишь избрáнные, немногочисленные люди, и дай, Гóсподи, чтобы мы с вами оказались в их числе. Вот поэтому мы не должны недуговать своею зависимостью от окружающего мира. Именно к этому и призывает нас Госпóдь, об этом же говорят нам Егó апостолы: «И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего (по земной жизни), зная, что не тлéнным серебром или золотом искуплены вы от сýетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Крóвию Христá, как непорочного и чистого Агнца» [1 послание Петра 1:17-19]. И вот теперь, когда мы искуплены от окружающего мира, погрязшего в суете и грехах, столь дорогою ценою, - неужели мы будем оглядываться на этот же, окружающий нас, пáдший мир, ища там понимания и поддержки? И зачем это нам? Наоборот - брáтие, давайте прекратим это наше озирание по сторонам, ибо Сам Госпóдь искупил нас, и даровал нам свободу от всякого греха, от любой недоброй зависимости. А потому, оглядываться на окружающий нас безбóжный мир, брать примеры с различных грехóвных обычаев, которые вокруг нас прописались - это пагубное дело, противное христианской совести. Это не только не поможет делу нашего спасения, но может завести ещё глубже в пучину грехóвного жития́ и лишит Цáрства Бóжия. Нет, братие, не польза нам от того, что мы оглядываемся на окружающих безбóжников! Но если уж с кем и сравнивать себя, то с теми людьми, которые сегодня живут по вéре Христóвой, или которые жили в прошедшие временá.

Сегодня многие из женщин, слушая меня, возможно, недоумевают: «Понятно, брадобри́тие - грех, но при чём тут мы? Ведь это - чисто мужская проблема, - вот с мужиками об этом и говорите!» Однако, дорогие сéстры, это не совсем так: вообще, сегодня нет «чисто мужских» или «чисто женских» грехов, и каждый должен задумываться о своём участии в том или ином вопросе, могущем иметь какое-то отношение к человеческим грехам. Госпóдь на Стрáшном Судé будет спрашивать не только за совершённые делá, но и за намерения, за данные кому-то советы или даже за высказанные оценки. И мы должны уже сегодня обо всем этом внимательно думать и трезво размышлять.
Вот, например, некий муж захотел исполнить зáповедь Бóжию и решил отпустить бороду, но боится прямо сказать об этом своей жене, и прикидывает про себя: «Не побреюсь-ка я пару-тройку дней - посмотрю, как жена к этому отнесётся? Если ей понравится, - отпущу бороду, если не понравится - сбрею. Интересно, что она мне скажет? Может, вообще не заметит?». И вот, на второй день этого «эксперимента» жена этак невзначай произносит: «Слушай, не пойму - у тебя что, бритва, что ль, сломалась?» Встретившись с этаким проявлением «заботы», редкий мужчина найдётся, что ответить. И вот, он уже со вздохами сбривает следы своего неудавшегося эксперимента, - вопрос решён. Но кто же в таком случае в бóльшей степени будет виноват в грехе совершившегося брадобрития? А вы говорите - «мужской грех»!
Вот поэтому и вы, дорогие сéстры, проявите ту христианскую сознательность, которая поможет и вашим мужьям, и вашим детям, и другим близким отряхнуть с себя сию человеческую слабость, и хотя во внешнем образе своём приблизиться к Бóгу! Добро нам даже и на этом, мáлом примере поучиться следовать зáповедям Бóжиим. И только так, поддерживая друг друга и помогая друг другу в делах нашего спасения, мы сможем прийти к Бóгу и наследовать Егó Небéсное Цáрствие.

источник: rpso.ru


← … предыдущая  •  следующая … →

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project