протоиерей Евгений Чунин

О важности Святого Причастия
и преодолении препятствий на пути к нему

«И когда они éли, Исýс взял хлеб и, благослови́в, преломил и, раздавая ученикам, сказал: прии́мите и яди́те: сиé есть Тéло Моé. И, взяв чáшу и благодарáв, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сиé есть Кровь Моя́ Нóвого Завéта, за многих изливáемая во оставлéние грехов.»
[Евангелие от Матфея, зач. 108, 26:26-28]

* * * * * * *

Священнодействие Божéственной Литурги́и, такой знакомой и привычной всем нам, всегда совершаемой нами в дни церковных праздников и воскрéсных дней, - чин этого тáинства Госпóдь Исýс установил во время Тáйной вéчери - последней Своей трапезы с учениками. В ту ночь Христóс, собрав своих учеников в сионской горнице, «взяв хлеб, благослови́л, преломил, дал им и сказал: прии́мите, яди́те; сиé есть Тéло Моé. И, взяв чашу, благодари́в, подал им: и пили из неё все. И сказал им: сиé есть Кровь Моя Нóвого Завéта, за многих изливаемая.» [от Марка 14:22-24] И добавил к этому: «и́стинно, и́стинно говорю вам: если не будете есть Плóти Сына Человéческого и пить Крóви Егó, то не будете имéть в себé жи́зни. Ядýщий Мою Плоть и пию́щий Мою Кровь имéет жизнь вéчную, и Я воскрешý его в послéдний день». [от Иоанна 6:53]
С тех пор Святáя Евхари́стия - Причащéние Святых Христóвых тáинств - является первейшим и важнейшим из тáинств Церкви, это, по слову Госпóдню, есть наш путь в Жизнь Вéчную и драгоценная возможность приблизиться к Бóгу уже здесь, во времéнной земнóй жизни. Те, кто недооценивает важность Святóго Причáстия для обрéтения спасéния, должны ещё раз уделить внимание данному вопросу, и переосмыслить своё отношение к этому церковному тáинству.

Но даже и те, кто мыслит о Святóм Причáстии вполне правильно, бывает, впадáют в одну из двух крайностей, препятствующих получению от сегó тáинства той великой духóвной пользы, которая в нём заключена.

Первая крайность - это стремление приступить к Причáстию безо всякой подобающей подготовки - прямо «здесь и сейчас», одновремéнно оставаясь во власти многих явных грехов, без достаточной моли́твенной подготовки и, возможно, даже без совершения и́споведи (покая́ния). Такое легкомысленное и безответственное отношение к этому величайшему Дáру Бóжию - весьма опасное заблуждение, чреватое тем, что вместо желанного нами потока благодáти мы испытаем на себе опаляющее действие гнéва Бóжия, о чём прямо предупреждает апостол Павел в 1 Послании к Коринфянам [зач. 149, гл. 11, ст. 27-30]: «Посемý, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Госпóдню недостóйно, винóвен бýдет прóтив Тéла и Крóви Госпóдней. Да испытывает же себя человек, и таким óбразом пусть ест от хлéба сегó и пьéт из чáши сей. Ибо, кто ест и пьéт недостóйно, тот ест и пьéт осуждéние себé, не рассуждáя о Тéле Госпóднем.» Правда, в старообрядчестве подобное встречается крайне редко: как правило, подобные настроения могут высказать те из прихожáн, кто лишь недавно стал заходить в церковь и ещё не познакомился с уклáдом и обычаями древлеправослáвной церкви.

Но есть и противоположная крайность: когда человек, осознающий свою грехóвность, считает себя навсегда недостóйным Святáго Причáстия. Действительно, если какой-то человек по проискам диáвольским однажды или многократно отягчил свою совесть какими-либо тяжкими грехами (убийство, блуд, прелюбодéйство и проч.), то такой человек в этом случае должен сначала удержаться от Святóго Причáстия, дабы ему принятие св. тáинств не послужило в ещё бóльшее осуждéние его грехóвной жизни, дáбы он не был опалён сиянием слáвы Бóжией, если недостóйно пристýпит ко Святым Тáйнам. Такой человек, раскáиваясь на и́споведи в своих грехах, должен принять и епити́мию - во исправление своей жизни и во искуплéние совершённых грехов, и затем, после добросовестного исполнения епити́мии, может быть допущен ко Святóму Причáстию. Такой порядок соблюдается в старообрядческой церкви и до сегó дня, и мы время от времени снова об этом напоминаем всем христианам.

Но если кто-то, по своим грехам, считает себя не достóйным, не имеющим права приступить ко Святóму Причáстию - и считает так, возможно, вполне справедливо! - мало только лишь осознавать свое недостóинство. Здесь необходимо ещё и другое! Необходимо, сознавая свои грехи и недостатки, трезво и прямо поставить перед собою вопрос:

ЧТО Я МОГУ СЕГОДНЯ СДЕЛАТЬ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ СВОЕЙ ЖИЗНИ?

Это - наиважнейший вопрос нашей духóвной жизни! Даже если мы будем явственно видеть и осознавать свои грехи, но ничего не сделаем для того, чтобы преодолеть их, всё наше покая́нное осознáние останется безплодным и не принесёт нам пользы! А такое, увы, нередко встречается среди наших собратьев, и это весьма прискорбно. Действительно плохо, что многие из людей не прилагают усердия и старания к тому, чтобы скорéйшим óбразом устранить грехóвные препятствия на своём духóвном пути.
Вот, например, человек не соблюдает посты. То ли лень, то ли не привык... При этом, чаще всего, такой человек считает, что ему что-то коренным образом препятствует исполнить эту христианскую зáповедь. Так, например, один уверен, что не может соблюдать пост, потому что однажды, когда в гостях отведал пóстного обеда, его потом мучила икóта, и с тех пор он уверен, что не может пости́ться... Другой, вообще, убеждён, что пости́ться могут только здоровые неработающие пенсионеры - значит, только они одни и могут причащáться... Третий приведёт какую-то свою, не менее нелéпую, версию обоснования невозможности постá. И только, может быть, четвёртый скажет с лёгким смущением: а я - как постился, так и пощусь, и никаких проблем и препятствий для себя в этом деле не вижу!
Вот и получается, что само осознание своего недостóинства - без достаточного стремления преодолеть имеющиеся препятствия - ещё не приносит окончательной пользы. Сознавая, что причащáться в таком состоянии нельзя, многие при этом долгие годы (и, даже, чуть ли не всю жизнь) будут считать себя недостóйными Причáстия, не прилагая никакого дéйственного старания к тому, чтобы, наконец, потрудиться и сделать себя достóйным! Преодолеть свою слабость, найти силы, проникнуться решимостью и сказать самому себе: до каких же пор, в конце концов, я буду сам себя лишать этого Божéственного Дáра?
Так, среди всех прихожан нашего храма - дай, Бог, если четвёртая часть имеет возможность приступать ко Святóму Причáстию и время от времени пользуется этой возможностью. А трое из четверых ещё не поднялись до такого состояния и, что особенно тревожно, не очень-то и стремятся к этому.

Жизнь идёт, грехи накапливаются, мы с ними не боремся, не пытаемся преодолеть их, не пытаемся устранить их из нашей жизни. Снова и снова, эти грехи являются препятствием нам, чтобы мы могли приступить ко Святóй Чáше. И в таком равнодушии, как будто так и надо, мы встречаем и провожаем очередной Вели́кий Пост. Мы уже знаем заранее про себя, что не достóйны Святáго Причáстия. Мы уже смирились с этим... Но как-то не радостно на душе от такого смирения!
Само по себе смирéние - это добро, но надо осознавать, по отношению к чему, в чём наше смирéние. Ведь здесь мы смиряемся вовсе не с Вóлей Бóжией, а со своей лéностью и небрежи́тельным отношением к сей величайшей Святыне! Разве Госпóдь где-то говорит нам: «Отойди и не подходи (ко Святóй Чáше)»? Нет, Госпóдь говорит нам другое: «Подготовь себя добрым óбразом, и тогда - приходи!». И вот на этот-то призыв мы «со смирением» отвечаем: «Нет, Гóсподи, лучше я не пойду!»... И в таком своём мнении мы остаёмся и сегодня, и завтра, и, может быть, ещё многие годы вперёд...
Однако, подобная позиция - вóвсе не есть смирéние перед Бóгом, а, как раз, наоборот. По сути, мы отвергаем волю Гóспода, призывающего нас бороться с грехами, и «со смирением» готовимся испить чашу суда Бóжьего, не ударив и палец о палец для исправления своей жизни. Такое чувство, что нам больше нравится быть преступниками перед Бóгом, чем потрудиться и постараться исправить свою жизнь. А некоторые из наших прихожан всю жизнь остаются без Причáстия, и, может быть, только при смерти (если вóвремя побеспокоятся сами они или кто-то из их родных) окажутся сподóблены Святóго Причáстия. И в этом, дорогие братия, мы с вами погрешаем перед Бóгом своим равнодушием, нежеланием потрудиться и принять на себя попечение об исправлении своей жизни.

Здесь, на земле, лишение возможности приступить ко Причáстию святых Христóвых тáинств, Тéла и Крóви - наше первое осуждéние. Но возникает такое чувство, что некоторые считают себя вполне успешными християнами и без Причащéния! Надо ли ещё раз повторить, как глубоко заблуждаются таковые?
Если по каким-то недостаткам и грехóвным обстоятельствам нашего жития́ мы оказываемся лишены Святóго Причáстия, то это значит, что эти же самые грехи и недостатки явятся для нас препятствием и на нашем пути в Цáрство Бóжие! И мы это должны твёрдо осознать и приложить доброе старание к исправлению своей жизни!

Бывает и так, что перед кем-то стоит даже и не единственная проблема, мешающая ему приступи́ть ко Святóму Причáстию, и человек поэтому остаётся в растерянности: вот, мне мешает то, то и то... Ну, так что же делать? Неужели, сидеть, сложа руки, и дожидаться своего смéртного чáса, ничего не сделав для преодоления этих грехов? Нет, не так! Давайте начнём хотя бы с чего-нибудь мáлого, давайте решим для себя, - какую из стоящих перед нами грехóвных проблем, препятствующих возможности причасти́ться, мы поставим на первое место в очереди наших трудов по исправлению своей жизни? Например, кто-то не соблюдает посты и курит табак, - и при этом знает, что и то, и другое для него является преградой на пути ко Причáстию... А дьявол нашёптывает ему: «Если даже ты бросишь курить, так всё равно ты постóв не соблюдаешь, и потому не сможешь причасти́ться! А если ты заставишь себя соблюдать посты́, то привычка к табаку не позволит тебе принять Святые Тáйны!» И вот, уступая диáвольским разсуждениям, человек в результате долгое время не пытается преодолеть ни то, ни другое из имеющихся препятствий. В конце концов, руки у человека опускаются, и он остаётся в таком состоянии на долгие годы своей жизни и ничего не делает для преодоления своей бедственной ситуации.
Но что же надлежит делать? А просто надо решить для себя: с чего, собственно, мы начнём? И если обратиться к вышеприведённому примеру, то на первое место я посоветовал бы поставить соблюдение постá. Почему? Да потому, что пост увеличивает наши духóвные силы, привлекает благодáть Бóжию. Если человеку до этого никак не удавалось преодолеть свою пáгубную привычку к курению, то, когда он начнёт пости́ться, когда он с больши́м усéрдием начнёт совершать свои ежедневные молитвы, то действием благодáти Бóжией вскоре сможет преодолеть и пáгубную привычку к табаку! Самое главное - «не ждать у моря погоды», а скорее начать борьбу со своими грехами! И Госпóдь поможет одержать над ними победу.

Итак, дорогие брáтие, кто из нас ещё имеет препятствия ко Святóму Причáстию, - давайте настроим себя на то, что этот досадный факт - вóвсе не пожизненный наш приговор! Если уж мы называем себя христианами, то должны всё своё старание приложить к тому, чтобы по-настоящему соответствовать этому высокому званию! И если за нами ещё остаются какие-то неизжитые или не отмóленные грехи, препятствующие нам принимать Святóе Причáстие, то надо понимать и помнить, что эти же грехи воспрепятствуют нам и войти в Цáрство Бóжие! И значит, мы должны приложить труды ко трудам, чтобы преодолеть и изжить все имеющиеся препятствия на этом пути. Давайте перестанем потворствовать своим слабостям и вплотную займёмся исправлением своей жизни, прилóжим конкретное старание к тому, чтобы преодолеть хотя бы один свой грех. У нас есть возможность задуматься и решить: с чего мы начнём? Может быть, с регулярного посещения хрáма Бóжъего, которое есть, по сути, начало всякого христианского благочéстия. Или с усердной домáшней моли́твы. Или с соблюдения пóстных дней по средам и пятницам. Или с чего-то ещё... Любое наше усéрдие, любое усилие по преодолению своих грехов, если оно опирается на пóмощь Бóжию, непременно найдёт добрый результат, обязательно принесёт свои плоды.
А если мы по исповеди и всем обстоятельствам своей жизни оказались достóйны и сподóбились принять Святы́е Дары́, то, тем более, мы должны перед собою и перед Бóгом достóйно держать это высокое звание! Это значит, что и в будущем мы должны лучшим óбразом готовить себя ко Причáстию, и стараться чаще приступать ко Святóму Причáстию. Тех из вас, кто имеет возможность и право принимать Святы́е Тáйны, искренне призываю, не удовлетворяясь одним разом в год, а стараясь и каждый пост подготовиться и приступить ко Святóму Причáстию, а то и по нéскольку раз в пост.
Однако, не только в те дни, когда мы готовимся ко Причáстию (говéем), но и во все другие дни нашей жизни надо стараться, чтобы наша совесть была чистá пред Бóгом, и чтобы наши дела, наши поступки не расходились с вóлей Бóжией, о чём и предупреждает нас Христóс: «Éсли соль потеряет си́лу...».

А тех, кто сегодня ещё остаётся в стороне от участия в этом главнейшем церковном тáинстве, я призываю с бóльшей решительностью, с и́скренним усéрдием ополчиться на свои грехи и начать с ними непримиримую борьбу! Борьбу за своё спасéние, за то, чтобы никакие препятствия, никакие происки лукáвого, никакие наши слабости не могли воспрепятствовать нам соединиться с Гóсподом здесь, на земле, в принятии Тéла и Крóви Христóвых, а там - в Цáрствии Небéсном.

источник: rpso.ru


← … предыдущая  •  следующая … →

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project