протоиерей Евгений Чунин

У кого мы просим прощения в «Прощённое воскресенье»?

«И́бо если вы будете прощáть людям согрешéния их, то прости́т и вам Отец ваш Небéсный, а если не будете прощáть людям согрешéния их, то и Отец ваш не прости́т вам согрешéний ваших…».
Евангелие в нед. Сыропустную «Прощённое воскресенье») -
от Матфея, зач. 17 [гл. 6, ст. 14-21].

Дорогие брáтия! Поздравляю вас с неделей Сыропýстной, как она именуется по церковному календарю. А по обы́чаю христианскому это есть Прощённое воскресéние.
«Прощённым» оно называется потому, что в этот день принято каждому задуматься о том, у кого он должен, у кого, может быть, не успел или позабыл, или не пожелáл до сих пор попроси́ть прощéния.

К сожалению, это не для всех одинаково понятно. Приходится слышать, как отвечают на вопрос, у кого и зачем надо проси́ть прощéния, ины́е люди. Как раз, речь шла о Прощённом воскресении.
Кто-то отвечает вообще зáпросто: «Да нé у кого мне проси́ть, я ни перед кем не виноват, какие, вообще, разговоры». Кто-то рассуждает, что да, раз в год положено попроси́ть прощéния. Кто-то конкретно представляет, что он желает, имеет намéрение, попроси́ть прощéния у своих близких, перечисляет кого-то, с кем, может быть, постоянно живёт.

Так вот, что же это за такой, вдруг - раз в году, прощённый день? Значит ли это, что мы должны проси́ть прощéния раз в году? Давайте разберёмся.

Конечно же, мы должны проси́ть прощéние вся́кий раз, когда чувствуем себя виновными перед своими близкими. Для этого не надо дожидаться не то что наступления Прощённого воскресения, но и даже наступления вечера дня тогó. И́бо сказано «да не зайдёт солнце во гнéве вашем». И значит, если мы с каким-то человеком не по-доброму поговорили, может быть, оби́дели его, может быть, оби́дел он нас.
Собственно, мы-то чаще всего чувствуем оби́ду со стороны других людей. И при этом зáпросто можем не заметить, как сами их обижаем. А может быть, ещё и мы были первыми.

Но даже если нам кажется, что нас оби́дели несправедливо, и в этом случае, дай Бог справиться со своими эмоциями, дай Бог немножко пересилить это внутреннее возмущéние и найти возможность попроси́ть прощéния. Как говорится, не удаляясь далеко от тогó времени, от тогó чáса.
Но кто-то может сказать: «А почему? Ведь это же будет несправедливо! Вам причинили оби́ду и вы же ещё должны прощéния проси́ть?!». Ну, вы знаете, вот по-христиански это, всё-таки, справедливо. Ведь, если на то пошлó, от нас не требуется лукáвить, от нас не требуется признаваться в той винé, которую мы за собой совершéнно не сознаём.

Как иногда бывает: мы не сошлись в каком-то мнении, вы считаете себя прáвым, а тот человек считает себя прáвым. И, отстаивая каждый свою правду, позволили эмоциям немножко прояви́ть себя, сказали какие-то резкие словá, оби́делись друг на друга, разошлись. За что же проси́ть прощéния? Вы остались при своём. Ваша позиция справедлива.
Но разве за резкие слова, может, несдéржанные, может быть, грубые, - разве за это мы не имеем права попроси́ть прощéния? Разве это - не справедливо? Или это будет каким-то лукáвством для нас?
Но даже если и не было скáзано каких-то резких слов, и тогда, по сути дела, мы можем попроси́ть прощéния хотя бы за то, что наша позиция, наш взгляд, мнение вызвало раздражение, неприя́тие другого человека. За то, что мы навели его на возмущéние, может быть, на осуждéние, ещё что-то. И за это мы, опять же, можем, не лукáвя, попроси́ть прощéния у него. Сказав «я прошу прощéния за то, что наш разговор вызвал такую нехорошую реакцию. Наверное, в этом и моя есть винá, и я прошу за тó прощéния».

Всё справедливо. Правда не пострадала. Но мы победили свою горды́ню, мы признали, в чём на самом деле непрáвы. А если бы мы умели эту непрáвду находи́ть за собой каждый раз в течение нашей жизни, то не было бы даже пóвода для каких-то несоглáсий, непониманий.
Но - увы, не легко это нам удаётся. И надо пойти и учиться, чтобы научить такому поведению в жизни.

Но давайте учиться хотя бы тем путём, что, осознав свою ошибку, осознав свои не вполнé опрáвданные словá, хотя бы найти мужество и силы попроси́ть прощéния за свои слова. Пусть это будет немножко пóзже, но это будет лучше, чем если мы махнём рукой и скажем: «Ну и ладно, как хочешь. Бог с тобой».
Мы-то сказали «Бог с тобой», но и у нас в душé остаётся какой-то осадок, и у того человека может быть нéкая оби́да на нас, досáда, а может, даже и злость. И очень плохо, что мы, подчáс, совсем не прилагáем стараний к томý, чтобы вóвремя исправить ростки́ дальнейших наших грехов. И́бо худое, недоброе расположение мыслей будет нас побуждать и к дальнейшим согрешéниям.

Вот почему, дорогие брáтия, мы не должны считать, что при сознании нашей правоты́ нам нé за что проси́ть прощéния. Нам, если подумать, всегда найдётся, за что попроси́ть прощéния.

Ну, а сегодняшний день тогда, - что же значит он?

А сегодняшний день, кроме вся́кого прóчего времени, нам дан для тогó, чтобы осóбенно задуматься о том, перед кем мы, всё-таки, не успели, забыли попроси́ть прощéния, не смогли переступи́ть через горды́ню свою, не нашли удобного пóвода, не нашли слов, с которыми мы могли бы подойти к другому человеку и попроси́ть у него прощéния.
Сегодняшний день - это дополнительный пóвод, для того, чтобы переступи́ть через свои несовершéнства. Для того, чтобы постараться найти те словá - они, ведь, нехи́трые в этот день, - с которыми мы бы могли, без лишних объяснений, подойти к человеку, с которым у нас остался какой-то не отрегулированный вопрос, какое-то непонимание.

В этот день прóще даже, чем в другие. Не требуется особо как-то объясняться, за что и почему мы хотим попроси́ть прощéния. А просто вот, обы́чай такой есть, и нам поэтому легче, нам не нужно изли́шне малодýшествовать и размышлять, что мы скажем.

Да вóт, Прощённое воскресéние, прости́те меня Христá рáди.

Вот, собственно, для чего в дополнение к нашей повседневной обязанности христианской - прощáть всех и самомý проси́ть у других прощéния, - вот для чего, в дополнение к этому, даётся нам и сегодняшний день. И он очень важен, как последний день перед началом Вели́кого Постá. Последний день перед тем, как мы с вами, каждый в мéру своего усéрдия, возьмёмся за пóстнические труды́, которые направлены на сугýбое, бóльшее усéрдие христианское, которое на сугýбое угождéние Бóгу.
И дáбы Госпóдь принял наш пост, принял наши моли́твы, принял наше покая́ние, мы, в первую очередь, должны подумать: кто ещё, быть может, сегодня, здесь, на земле, ждёт нашего прощéния.

Вот, что должны мы думать о сегодняшнем дне, именуемом Прощённое воскресéние. И я искренне желаю, дорогие брáтия, чтобы сегодня, в течение оставшегося времени, каждый из нас повспоминал, подумал: перед кем ему стóит попроси́ть прощéния. И не будем смущаться тем, что, быть может, нас не поймут.
Такое может быть: мы подходим к человеку, говорим о каком-то прощéнии, а он жмёт плечами, презри́тельно, может быть, врóде, не понимая. Пусть это будет его непонимание. Лишь бы мы понимали, чтó мы делаем. И бóлее тогó, быть может, сейчас изобрази́в это непонимание, он дальше начнёт размышлять о тех вещах, о которых до сих пор не размышлял.
Поэтому не будем смущаться, не будем останавливать себя в нашем христианском деле размышлениями о том, что нас могут не понять. Самое главное, чтобы мы не лукáвили перед своей совестью, и чтобы наша совесть стала чи́стою перед Бóгом. Это - самое бóльшее, самое главное, о чём сегодня мы должны позаботиться.

18 февраля 2007 года

источник: rpso.ru


← … предыдущая  •  следующая … →

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project