протоиерей Евгений Чунин

О законном браке и его отличии от блудного сожительства

«И сказал [Христóс]: посемý оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетáл, того человек да не разлучáет.»
[Мф. 19:5-6].

Сегодня я хочу говорить с вами, дорогие брáтие, о том - что есть христианский брак, и как подобает нам относиться к семý вели́кому Тáинству.

Среди людей ны́нче встречается очень много разных, и зачастую неверных понятий и представлений о том, что такое брак. А иногда даже и мы, христиане, теряемся и заблуждаемся в своих представлениях об этом церковном тáинстве.

Что же мы называем христианским брáком? Брак - это Тáинство, в котором мужчина и женщина при свободном обещании их взаимной любви и верности, произносимом пред Бóгом, Его Церковью, священником и свидетелями, благословля́ются на супружеский союз.
В моли́твах этого Тáинства, произносимых священником от лица всех молящихся вместе с ним христиан, для вступающих в брак испрашивается здрáвие и долголетие, любовь и взаимопонимание.
Священник мóлится о том, чтобы Госпóдь даровал новобрачным благодáть к рождению и христианскому воспитанию детей, чтобы дети их стали добрыми христианами и достойными продолжателями семейных традиций. Чтобы, поддерживая друг друга в течение всей жизни, все члены новой семьи нашли своё спасéние и наследовали жизнь Вечную.

Кажется, всё это просто и естественно. Но каждую ли пару - мужчину и женщину, пожелавших жить совместно, мы можем назвать «законными супругами», даже если они живут «порядочно» (в свéтском понимании этого слова) и соблюдают верность друг другу? Нет!
Не всякие мужчина и женщина, которые живут вместе, на самом деле являются мужем и женой, далеко не всякие. Ибо мы не должны забывать о том, что существует такое понятие, как грех блудодея́ния, или блýда, - когда кто-то вступает в незаконную плотскую связь с другим человеком. И таковóй грех двоих людей вóвсе не является и не может быть назван брáком или семьёй; само сожи́тельство таковы́х людей Церковью признаётся «беззакóнным» или «блýдным сожи́тельством», а участники его - блýдниками.

Во все времена Святая Церковь тщательно сохраняла и берегла свя́тость брáка и проводила чёткую разницу между законным христианским брáком и блýдным сожи́тельством. Но в ны́нешние времена, увы, многие люди как-то незаметно утеряли это различие, и некоторые даже из вéрующих людей, бывает, погрешáют, путая одно и другое.
А различить брак от блýда не так уж сложно: христианский брак, как ужé говорилось, есть совместное христианское житиé мужа и жены, которое началось с благословéния Бóжьего, полученного в священнодéйствии Тáинства брáка, или венчáния, торжественно совершаемого в храме Бóжием. И только по совершении сегó тáинства вступающие в брак молодые люди могут и должны быть названы мужем и женой.

Ничто другое заменить свящéнное тáинство брáка не может: ни торжественная регистрация в ЗАГСе, ни свежая печать в паспорте, ни признание со стороны близких и родных, ни устройство даже самого пышного свадебного пира. Ибо свадьбы, совершаемые по свéтскому обычаю и связанные с ними торжественные пи́ршества, на самом деле вóвсе не знаменуют собою христианского брáчного торжества.
Христиане, если они в этих мероприятиях участвуют (про невéрующих мы здесь не говорим), не должны называть это «законным брáком», ибо по сути в основе такого торжественного празднования лежит блýдное сожи́тельство.
Да-да, именно так! Не может быть названо законным пред Бóгом то, что является явным грехом и основано на попрáнии христианского закона!

Бывает весьма досадно, когда нéкие из наших собратьев, из тех, кто считает себя вéрующим, и, кажется, уже поэтому должен сознавать истинный смысл законного христианского брáка, вдруг оказывается участником подобных беззаконных пи́ршеств - когда более уместно было бы не веселиться и торжествовать, а плакать и моли́ться Гóсподу о прощении грехов…
А ещё страшнее, когда присутствующие родные, близкие и знакомые этих молодых блýдников, вместо того, чтобы призывать их к покая́нию, дерзáют поздравлять их с «законным брáком». Да какой же здесь закон, и какой же здесь брак? Ибо по христианскому пониманию брáка только Госпóдь совершает его, только Он благословля́ет двоих людей на супрýжество.

Что касается церемонии, или, если позволите сказать, своеобрáзного «обря́да» регистрации брáка в органах ЗАГС, то обратите внимание: там, по крайней мере, знают, что делают! Там ведь не заключают брак, а только - регистрируют!
Таким образом, вопрос заключения брáка остается на совести самих брачующихся, и это, по крайней мере, справедливо. Ведь, например, не в ЗАГСе рождаются дети - там только регистрируют совершившийся факт рождения к жизни нового человека.
Точно так же в ЗАГСе могут только зарегистрировать брак двух людей, засвидетельствованный с их собственных слов. Но по-настоящему законным брак становится не оттого, что в паспорте появилась новая печать, а оттого, что желающие вступить в супружество обратились ко Гóсподу, и Бог благослови́л их семейный союз.

Иногда бывает, что даже и в христианских семьях при подготовке к свадьбе возникает вопрос: а что надо делать раньше? Венчáться в церкви или регистрироваться в ЗАГСе?
Конечно, наиболее правильным надо признать тот вариант, когда регистрация в ЗАГСе совершается уже после венчáния (заявление в ЗАГС, конечно же, может быть подано заранее). Однако, если есть какие-то благови́дные обстоятельства, понуждáющие поступить наоборот, то регистрация может и предшествовать венчáнию - в этом случае необходимо понимать, что законный брак, всё равно, начинается именно с венчáния!
Поэтому, если кто-то хочет, забегая вперед, поставить штамп в паспорте, если регистрация брáка в ЗАГСе совершается предварительно, как бы авансом, то до самого совершения венчáния будущие супруги должны оставаться в положении жениха и невесты и, во избежание греха, должны воздерживаться от совместного сожи́тельства. Понятно, что в этом случае придавать какую-либо торжественность церемонии регистрации не следует - ведь само событие ещё не свершилось, и брак пока ещё не заключён!

Более того: для христианина очень вредно устраивать торжество по поводу одной лишь регистрации брáка или даже хотя бы участвовать в подобном торжестве, поскольку можно «заиграться» и забыть, что это ещё не брак, и настоящего повода для торжества пока нет.
С чем, например, можно по совести поздравлять молодых в этот день? С тем, что они пожелали вступить в законный брак и сделали первые полшага к этому? И хорошо бы, если жених и невеста, готовясь к свадьбе, хранили телéсную чистоту и оберегали себя от блýдного греха. А если не так? Если они сегодня ужé живут в грехе, а, может быть, и грехом-то это не осознают, да и вообще не ставят совершение венчáния себе в ближайшие планы, - что тогда будут означать наши поздравления? Разве не явной ложью перед Бóгом они окажутся?
Увы́, сегодня и так бывает: забыв о главном, кто-то из христиан - вслед за людьми невéрующими, - оказавшись на подобном блýдном празднике, дерзáет поздравлять с «законным» брáком этих самых молодых блýдников.

Все наши поздравления, все наши добрые пожелания должны быть присовокýплены именно к тому дню, когда супруги примут благословéние Бóжие в тáинстве церковного венчáния. Именно в этот момент молодые супруги становятся законными мужем и женой, и именно здесь уместны самые искренние и сердечные поздравления.

Поэтому мы - каждый -должны соблюдать свя́тость христианского брáка везде и во всём: и в нашей личной жизни до брáка, чистой и целомýдренной, и в хранении супружеской верности и чистоты в брáке, и во всех наших взаимоотношениях с другими людьми, касающимися вопросов брáка. Необходимо, чтобы ни словом, ни делом мы не солгали перед Бóгом и перед своей совестью, чтобы мы не смешали закон и беззаконие, не спутали, где есть брак, а где - блуд, не назвали блýдное сожи́тельство законным брáком, и не радовались и не торжествовали там, где совершается грех и беззакóние.
Строго следовать правде Бóжией необходимо, конечно же, в первую очередь для того, чтобы самим нам не погреши́ть перед Бóгом. Но не менее важно и другое: малодушие, неготовность назвать вещи своими именами приводит ко лжи и лукáвству перед Бóгом, а эта ложь может ввести в заблуждение нетвёрдых в вере людей, соблазни́ть их, и они ещё бóлее утвердятся в своём ошибочном мнении, будто бы их грехóвное состояние и есть «законный брак».

Поэтому, брáтие, постараемся в вопросах брáка всегда оставаться честными пред Бóгом. Будем воспитывать наших детей в вере и страхе Бóжием, ограждая их от грехóвных соблáзнов и наставляя в благочестии. Будем готовить нашу молодёжь к чистой и целомýдренной жизни, не попуская уклони́ться к каким-либо грехóвным занятиям.
Будем торжествовать, когда молодые христиане, найдя друг друга, пожелают от целомýдренного дéвства прийти к законному брáку. Будем радоваться и благодари́ть Бóга, когда кто из других наших близких или знакомых пожелает принять законный христианский брак, скрепить Бóжиим благословéнием ранее начатое сожи́тельство и от греха прийти в законное христианское супружество.
Будем убеждать тех, кто ещё не дости́г понимания важности и Богоустанóвленности христианского брáка, и уговаривать их исполнить свой христианский долг. И будем строго и уверенно отказываться от участия в тех делах, где под видом законного христианского брáка скрывается грех, и устраивается торжество по поводу беззакóнного блýдного сожи́тельства, чтобы и нам не принимать соучастия в чужих грехах и не соблазня́ть других людей своим лукáвством.

Сказано 23 сентября 2007 года в Покровском храме города Ржев.
Опубликовано в газете «Покровский вестник», №7 (14.10.2007г.)

источник: rpso.ru


← … предыдущая  •  следующая … →

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project