протоиерей Евгений Чунин

О христианском воспитании детей

«Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Исýс вознегодовал и сказал им: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковы́х есть Цáрствие Бóжие. Истинно говорю вам: кто не при́мет Цáрствия Бóжия, как дитя́, тот не войдет в негó». И, обняв их, возложи́л руки на них и благослови́л их.»
[от Марка 10:13-16]

* * * * * * *

Снова и снова, дорогие брáтие, хочется говорить с вами об образовании и воспитании наших подрастающих христиан - ваших детей и внуков. Не только об их школьной учёбе, но и о других путях и возможностях их обучения: о тех секциях, занятиях и кружкáх, которые посещают наши дети и внуки (или на которые мы, может быть, ещё только мечтаем их записать), и, наконец, о самих целях и задачах всякого обучения и образования.

Когда мы строили планы на очередной учебный год, задавались ли мы вопросом: а как обстоит дело с духóвными познáниями наших детей? Какие достижения в этой сфере мы запланировали? Каким образом надеемся помочь им в постижения и́стин Христóвой вéры? В приобретении моли́твенных нáвыков? В усвоении правил благочéстия? Ведь мы, конечно же, любим наших детей, желаем им добрá, и, наверное, не можем и не должны быть равнодушны к делу их спасéния или духóвной поги́бели - сáмому главному делу всей жизни христианина?

Но подумали ли мы об этом? Побеспокоились ли? Или мы считаем, что христианская жизнь наших детей является сугубо ИХ личным вопросом, и нас, родителей, не касается???

К сожалению, почему-то так получается, что многие из нас совершенно упускают из виду необходимость духóвного образования и воспитания своих детей и внуков. Но кто другой сможет об этом побеспокоиться вместо и лучше нас - родителей и дедушек-бабушек? А уж если и у нас-то не очень получается об этом вóвремя и как следует подумать, - неужели, кто-то другой решит эту задачу вместо нас? Если мы, старшие, не приложим усилий к научéнию наших детей и внуков азáм христиáнской грамоты и духóвной культуры, то надо нам быть готовым к тому, что все прочие плоды наших усилий по их обучению и воспитанию не принесут счастья ни нам, ни самим нашим детям и внукам: жизнь снова и снова неумолимо подтверждает это наблюдение.

Без духóвной составляющей человек не может стать совершéнным, не может обрести истинное счастье на земле.

Мы рассуждаем так: «Да, я, конечно, хотел бы, чтобы мои дети (или внуки) стали настоящими, добрыми христиáнами... Но, ведь, в наше время это так трудно... Сам я, к сожалению, в таких вопросах смыслю очень мало - ведь, нас раньше этому не учили! Что я могу?»

Самое первое и главное в таком деле - это наше желание. Если мы действительно хотим помочь своим детям стать настоящими христианами и начнём трудиться в этом направлении, - мы непременно сможем с Бóжией пóмощью и с пóмощью Церкви этого достичь. И ничего сверхъестественного от нас не потребуется!

Первая и самая лучшая школа христианской жизни для детей - это семья, та среда, где они родились и постоянно живут. Семья, где уважаются и соблюдаются Бóжии зáповеди и христианские каноны, где каждый поддерживает и согревает друг друга теплом óбщей моли́твы, где вопросы духóвной жизни часто становятся предметом общего внимания и обсуждения - такая семья уже сама по себе является первым «учи́лищем благочéстия» для подрастающих христиан. В такой семье добрый христианский пример старших служит естественным образцом для подражания младших членов семьи, и бывает даже не нужно слишком многое объяснять, - если оно и так становится понятно из жизни. Это - наиважнейшее и вполне доступное для каждого дело: наши дéды и прáдеды не все и не всегда умели правильно объяснить, но их молитвы за своих детей, пример их прáведной и благочести́вой жизни, слова немудрёных отéческих наставлений - всё это направляло жизненные шаги поколений их детей и внуков, ограждало от грехов и искушéний, помогало найти верный, спасительный путь...
Разве мы сегодня не хотим того же самого для наших детей? Так давайте же поскорее займёмся этим делом - делом устроéния христиáнского жития́, христиáнского дýха взаимоотношений в своей семье! При этом, каждый из нас - старших - должен задуматься и о своём личном духóвном óблике. И если мы усмотрим самих себя в чём-то не соответствующими христианскому óбразу жития́, то надо, конечно же, приложить старание и к исправлению собственной духóвной жизни. Это кажется естественным и вполне понятным: самые старательные родительские попытки научить своих детей христиáнскому óбразу жизни и мышления вряд ли смогут увенчаться успехом, если сами родители явно стоят в стороне от христиáнского óбраза жизни. По известной поговорке, дела духóвного оздоровления начинать всегда надо с себя!
А тот факт, что мы, дескать, не слишком грамотны в духовных делах и детям своим необходимых христиáнских знаний дать не можем - вóвсе не является оправданием нашего бездействия. Да, сегодня - после десятилетий советского безбожия - ещё очень многие «не слишком грамотны» в вопросах вéры. Но если при этом такой человек хотя бы сам осознáет свою христиáнскую необразованность и духóвную несобранность - это уже полбеды; если же он со вниманием отнесётся к делу личного духóвного просвещения и, без кичли́вости и фарисéйства, придёт в Церковь как начинающий ученик, то уже вскоре он сможет обрести под собою реальную почву.
Намного хуже, когда кто-то считает, будто он «сам всё знает лучше других» и настолько в этом убеждён, что готов навязывать своё духóвное невежество и всем остальным... Такой человек может принести много вреда, и погубить даже не только одну свою дýшу.

А на помощь всем тем, кто «не знает, но хотел бы знать», или «не умеет, но хотел бы научиться», спешит церкóвная общи́на, предлагая различные способы и варианты духóвного образования и воспитания детей, подростков, взрослых. Так, в нашей Ржевской Покровской общине уже 18 лет действует еженедельная Воскресная школа, причём, занятия проводятся с несколькими возрастными подгруппами слушателей - от дошкольников до вполне взрослых прихожан. Это даёт возможность для каждого ребёнка или подростка подобрать наиболее удобную для него возрастнýю группу, где бы он себя комфортно чувствовал, и где ему было бы интересно.
Кроме этого, уже третий год действует Детский гуманитарный центр - совместное учреждение Покровской общины и городского Дома детского творчества. В этом детском центре педагоги проводят занятия с детьми по принципу кружковой работы - как по общеобразовательным, так и по творческим направлениям, для нескольких возрастных групп детей. В расписание каждой группы обязательно входят занятия христиáнской тематики. Для кого-то из детей такие занятия - это их первые шаги в познании Бóга, для кого-то - ещё одна возможность расширить свой христиáнский кругозор. Занятия здесь проводятся, практически, ежедневно - в продолжение всей недели, и каждый из родителей может подобрать удобную для своего ребёнка форму участия в работе этого заведения.
Есть и ещё одна возможность, по-своему близкая и удобная для каждого из нас - возможность направить детей на летний отдых в христианский лагерь «Ржевская Обитель». Этот лагерь был учреждён Ржевской общиной в 1993-м году, и с тех пор, с Бóжией пóмощью, ежегодно служит для духóвной пользы приезжающих на летний отдых детей. Но - скажите мне: а все ли из ваших детей и внуков побывали во «Ржевской Обители» хотя бы один раз? Увы, многие из родителей почему-то не реагируют на приглашение в «Ржевскую обитель», и поэтому их дети год от года остаются в стороне от этого интересного и важного христиáнского дела, в стороне от возможности получить какие-то азы́ духóвных познáний.
Кроме этого, при Покровской общине действует церковная лавка с больши́м выбором интересных и духóвно-полезных книг и брошюр, есть библиотека духóвной литературы, а так же всегда есть возможность обратиться с интересующим нас вопросом к кому-то из более свéдущих прихожан или даже и к священнику.

Все эти возможности открыты для нас, самое главное - надо «захотеть», надо пожелать что-то изменить в своей жизни. Тогда и Церковь, и Сам Госпóдь поможет в этом.
А пока - увы! Многие из нас остаются равнодушными ко всем этим направлениям христиáнской работы с детьми, многие не слышат ежегодных призывов и приглашений, не заботятся о духóвной жизни своих детей и внуков. И, наверное, именно этим обстоятельством следует объяснять те многие горькие жизненные уроки, которые уже сегодня получают наши дорогие дети и внуки...

Некоторые из родителей пытаются объяснить свою пассивную позицию тем, что их дети успешно учатся в школе, а в школьной программе, мол, есть и христиáнские предметы, и таким образом, их дети будто бы смогут получить азы́ духовного образования...
Хорошо, если бы так. Действительно, в государственных школах нынче преподают самые разнообразные предметы свéтского цикла, некоторые из этих предметов как-то касаются и вопросов духóвности, но... Но - это вовсе не означает того, что преподавание этих предметов, как и само по себе школьное образование гарантирует успешное духóвное воспитание наших детей - тем более, воспитание их в христиáнском духе и стрáхе Бóжием. Не будем обманываться, брáтие - это совершенно не одно и то же!

В вопросах духóвного развития наших детей и внуков не стóит уповáть исключительно на школьные программы по воспитанию нравственности. Школа призвана просвещать и наставлять детей, но вовсе не снимает С НАС, родителей, ответственности за духóвное воспитание и христиóнскую жизнь наших детей и внуков. Нельзя забывать и того, что большинство предметов в современной школе по-прежнему преподаются с атеисти́ческих позиций, и их изучение вóвсе не помогает нашим детям укрепить свою веру в Бóга, а часто внушает им пýтаные и противоречивые представления и развращённые понятия. Поэтому, даже самое успешное изучение естественных наук и гуманитарных предметов в свéтской школе само по себе ещё не приблизит наших детей к Бóгу, - в лучшем случае, только наведёт на размышления о Нём, даст возможность почувствовать какие-то вопросы.
Но кому эти вопросы наш ребёнок сможет задать? Учителю, который, быть может, ещё никогда не переступал церковный порог? Однокласснику, который, может быть, уже не раз рассказывал своим друзьям богохýльные анекдоты? Или родителям, которые никогда раньше не обсуждали со своим ребёнком подобных тем? И может статься, что родители, столь равнодушные к духóвному возрастáнию своего ребёнка, никогда и не узнáют, как и от кого их чáдо будет черпать свои первые познания в сфере духóвной жизни. Естественно, в такой ситуации трудно поручиться за положительный результат.

Иногда приходится слышать от родителей примерно такие слова: «Да, я понимаю, что духóвное образование - это очень важно... Но дело в том, что мой ребёнок уже несколько лет ходит в музыкальную школу, а ещё я очень хочу, чтобы он посещал кружки́ рисования и английского языка. Поэтому, для духовных занятий у моего ребёнка пока просто нет времени... Извините! Может, как-нибудь попозже - годика через два-три»...
То есть, фактически, звучит вежливый отказ... Отказ, не обременённый пониманием важности духóвного воспитания наших детей, далёкий от безпокойства об их вечной ýчасти. Земные планы кружат нам голову и не дают задуматься о духóвном; сýетные устремления не оставляют в нашей жизни мéста для попечéния о душéвном спасéнии.
Иногда за подобной позицией стои́т равнодушие или дремучее непонимание важности духóвных вопросов в деле воспитания, но чаще - банальная родительская лень: ведь, для того, чтобы ребёнок мог посещать «какие-то» духóвные занятия, его элементарно надо туда отвести. А прежде всего - утром в воскресный день привести на воскресную службу. А для этого надо самим подняться пораньше, а не лежать-нéжиться до обеда! И как же это, оказывается, нелегко... Вот вам и первое препятствие на нашем пути ко спасéнию, которое, хотя и кажется несущественным, однако, сегодня для многих семей является труднопреодолимым!
Таким родителям хочется ещё раз напомнить евангельские слова Спаси́теля: «Увидев то, Исýс вознегодовáл и сказал им: «Пусти́те детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковы́х есть Цáрствие Бóжие.» [от Марка 10:14]... Именно так говорит Госпóдь, и говорит с негодованием: «не препятствуйте»! Его требование напрямую обязывает всех нас - родителей, дедушек-бабушек, - преодолев суетливую занятость и банальную лень, непременно изыскать возможность для участия наших детей в церковной жизни. А если мы будем нерадéть и, значит, препятствовать тому, - тогда негодовáние Бóжие прольётся на наши головы, - ибо нерадéние о духóвном воспитании детей есть прямое сопротивление вóле Бóжией! К слову сказать, сегодня уже многие неради́вые родители, через поступки своих же детей, испивáют горькую чашу гнéва Госпóдня...

Итак, дорогие брáтие! Даже если мы вполне удовлетворены тем, чему и как обучают наших детей в школе, даже если мы смогли успешно выбрать для них ряд дополнительных секций или кружков (к слову сказать, - часто совершенно не нужных христианину), но ещё не устроили дело их духóвного воспитания и назидáния, - мы не должны, не имеем права успокаиваться! Только целенаправленное и последовательное христиáнское воспитание может дать нашим детям ту гармоничную полноту христиáнских принципов и жизненных представлений, которая и́здавна сохранялась и соблюдалась нашими предками на Руси́, вела их по земной жизни и помогала достигать Цáрства Небéсного!

Дай, Гóсподи, чтобы и наши с вами дети смогли ощутить тепло любви Бóжией и познáть радость христиáнского жития́, - но для этого нам уже сейчас надо целенаправленно трудиться, не жалея сил и личного времени! Трудиться - ради духóвной пользы дорогих и любимых нами детей и внуков!

источник: rpso.ru


← … предыдущая  •  следующая … →

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project