епископ Евмений (Михеев)

...власть - это власть, а церковь - это церковь...

Собеседник издания «Русская планета» - епи́скоп Кишинёвский и всея́ Молдавии Евмéний (Михеев).
Владыка Евмéний родился в 1942 году в старообря́дческой семье; несколько десятилетий, один из немногих в Советском Союзе, служил молебны открыто, а ны́не - один из самых авторитетных иерáрхов РПСЦ (Белокрини́цкое соглáсие).

Почему вы приняли свящéннический сан?

Потому что я родился и воспитывался в семье священнослужи́теля.

Мой дед - протоиерéй Пётр Семёнович Михеев - был благочи́нным по Московской области. Умер он 25 ноября 1953 года. В те годы епи́скопом молдавским был Иосиф Моржаков, он и хоронил моего деда.
Отец Пётр был уважаемым свящéнником, много лет скрывался от советской власти, продолжая служéние, но ареста не избежал. Он много лет провёл в лагере, на строительстве Беломорканала. Сразу после войны вернулся и продолжил службу в посёлке Шувóе Московской области. Это старообря́дческое село в десяти километрах от Егорьевска. Там я и жил.

После войны, в Шувóе, мы с ровесниками ходили в храм. И каких-то особых гонéний уже в то время мы не чувствовали. Возможно, дело было в том, что председателем сельсовета в то время был старообря́дец, да и все жители посёлка были старообря́дцами или происходили из их семей. И все друг друга поддерживали. А секретарь сельского совета так вообще помогала моему деду в его делах, помогала со справками, когда нужно было куда-то ему поехать для совершения треб.

А в 1968 году я женился. В этом же году меня рукоположи́ли в сан свящéнника, и я переехал на прихóд в город Верею, где и служил на протяжении 36 лет. По совместительству, все эти годы также служил в Московском кафедрáльном собóре на Рогóжском.
А в 2005 году меня рукоположи́ли в епи́скопский сан, и я занял вдóвствующую на тот момент Кишинёвскую и всея́ Молдавии епáрхию.

* * * * *

Старообря́дческая церковь была гони́ма в империи Романовых. Но когда в 1917 году царь отрёкся от престóла и началась революция, - какое у старообря́дцев было к ней отношение? Как в начале складывались отношения с советской властью?

Старообря́дческая церковь была гони́ма в цáрское время, а вот личный отряд охраны царя Николая II состоял из старообря́дцев, потому что он им доверял.
Отношение старовéров было очень простое: власть - это власть, а церковь - это церковь.
После 1917 года никто не чинил старообря́дцам таких преград, чтобы они были вынуждены покидать страну, как это было в прошлые годы. Люди жили и моли́лись, вели приходскую жизнь. Да, коллективизация в разных местах прошла по-разному. Но во вся́ком случае, прежних больших препятствий уже не было. Да и нельзя сказать, чтобы старообря́дцы как-то сильно проти́вились установлению советской власти.

В 1920-е годы большевики́ начинают гонéния в отношении Русской правослáвной цéркви Московского патриархáта (РПЦ МП), поддерживают обновлéнческие течения внутри неё.
Как старообря́дцы оценивали эти процессы?

Ну, как оценивали? Не в лучшую сторону, конечно. Многие из их священнослужи́телей стóйко переживали эти гонéния. Многие из них попали в лагерь, были расстреляны. И это было стрáшно. Ведь тогда не разбирались, какой перед ними свящéнник, - старообря́дческий или никониáнский. Если ты был вéрующим, да к тому же священнослужи́телем, то тогда иди в лагерь. Всё это было большой трагедией.

А обновлéнческие процессы старообря́дческую церковь не затронули.

И всё-таки, старообря́дцы рассматривали советскую власть, большевиков как принципиально новую власть или продолжение прежней, романовской? И соответственно, романовские и советские гонéния сливались в один процесс или различались?

Это была другая власть и другие гонéния.

Например, когда началась война, наши старообря́дческие иерáрхи обращались к пáстве с призывом о защите Отечества и собирали средства на приобретение военной техники.
Ни в каких посланиях наших пáстырей имя Сталина не упоминалось, ведь главным в той войне была защита Веры и Отечества. И важно учитывать, что тогда многие священнослужи́тели уже прошли через лагеря́, поэтому хорошо понимали, кто такой Сталин, но на фоне развернувшихся событий это ничего не значило.

То есть, можно говорить, что старообря́дцы лучше относились к советской власти, чем к дореволюционной?

Ну, старообря́дцы не стремились с нéю вступать в конфликты. А дистанцироваться никто и не собирался. Как можно жить в стране и отделяться от власти?

Когда во время войны происходит “религиóзная óттепель” и Сталин пытается восстановить отношения с церковью, - как эти процессы затронули старообря́дцев?

После возведéния епи́скопа Иринарха в 1941 году в сан архиепи́скопа Московского и всея́ Руси́ наша церковь начала подниматься из руин. Он жил тогда в Москве в небольшой комнатке, которая считалась и резидéнцией архиепи́скопа. В таком состоянии находилась наша церковь в то время.
Потом Иринарх нашёл себе помощника влады́ку Геронтия, и они начала потихоньку возрождáть церковь.
Те процессы тогда официально назывались “налаживание управления церковью”. В 1944 году началось возрождение связей со старообря́дческими прихóдами в других республиках СССР, возращение их в подчинение Московскому архиепи́скопу. Ведь они тогда находились в разрозненном состоянии.

После смерти Сталина начинается массовое возвращение заключённых из ГУЛАГа. Возвращаются и многие старообря́дцы - миря́не и священнослужи́тели. Как их появление сказывается на жизни церкви?

Ну, вот так же, как и мой дед, но он вернулся из лáгеря задолго до смерти Сталина; все продолжили служéние в церкви.
Поначалу отец Пётр не был зарегистрированным свящéнником, поэтому вёл свою деятельность тáйно, ночами. Ему приходилось и тайно венчáть местных коммунистов, и крести́ть их детей. Потом только официально зарегистрировали.

Были члены коммунистической партии, которые являлись старообря́дцами?

Да, в местах, где традиционно жили старообря́дцы, быть публично коммунистом и посещать тайно церковь никогда не было чем-то из ряда вон выходящим. Они не были вои́нствующими атеи́стами.
Ведь многие же вéрующие люди вступали в КПСС вы́нужденно для того, чтобы иметь приличную работу или занимать какую-нибудь руководящую должность. Поэтому таких людей было довольно много.

* * * * *

Когда в 1970-е годы начинается постепенное возращение людей в церковь, то были те, кто приходил напрямую в старообря́дческую церковь, минýя РПЦ МП?

Да, в то время были такие люди. Многие из них работали на довольно высоких постах.
Я помню одного человека, который работал заместителем у Косыгина. Другой пришедший в церковь был очень высоким судьёй в Советском Союзе, но он происходил из старообря́дческой семьи, поэтому, естественно, пришел в нашу церковь.
Но речь, конечно, не шла об открытом исповéдовании веры. Они никому не открывали то, что они старообря́дцы. Некоторые признавались в этом публично только после ухода на пенсию.

Многие люди приходили сначала в новообря́дческую церковь, потому что она была всегда более распространённой.
Кто-то из них разочаровывался, шли в поисках веры дальше, и таким óбразом приходили в старообря́дческую церковь. И таких людей было тоже немало.

Вы 36 лет служили в городе Верее, старинном центре старообря́дчества. Застали там много пожилых людей, помнящих ещё прежнее, дореволюционное старообря́дчество? Ощущали ли вы, что сохраняете традицию, передёете её будущим поколениям?

Я находился в этой традиции.

Божьей милостью, мне удавалось не только помогать пожилы́м людям, но и привлекать новых.

Рядом с Вереёй есть город Бóровск.
Я застал там старого свящéнника Иоиля Ульянова, фамилия была как у Ленина. Он жил очень прóстенько, скрóмно в маленьком домике. Но был такой добрый, такой приветливый. Никто не знает, как ему удалось вы́жить в гони́тельные годы и избежать арéста.
Был еще отец Маркел, который отбыл длительный срок в лагере и вернулся. Но все знали, где он был.
А где скрывался до послаблéний десятилетиями отец Иоиль - никто не знал. Может быть, ему его фамилия помогала?

А у них, у свящéнников, дети же растут, внуки рождаются. Они им и передавали свой опыт, свои знания.
В общем, слава Бóгу, не прерывалась ни на секунду традиция.

* * * * *

В 1971 году происходит Помéстный собóр РПЦ МП, который признаёт старые и новые обряды “равноспаси́тельными”.
Какое было отношение у старообря́дцев к такому решению?

А от этого решения ничего не изменилось.
Та церковь - новообря́дческая, к нам никакого отношения не имеет, поэтому их решения для нас не играли никакой роли. Это ни на что не повлияло.

То есть, это не воспринималось как акт примирéния?

Нет. Мы просто это приняли к свéдению.

* * * * *

Когда начало развиваться диссидéнтское движение, - как к нему относились старообря́дцы, принимали ли какое-нибудь участие?

Таких не было среди нас.

А какое отношению было к Александру Солженицыну, который неоднократно публично заявлял о своих симпатиях к старообря́дческой церкви?

Да, мы его уважаем за то, что он рассказал в своих книгах всю правду о лагерях.
И о его высказываниях мы знаем, но у них не было большого резонáнса.

А вот Дмитрий Сергеевич Лихачёв к старообря́дцам тоже положительно относился…

Он происходил из семьи старообря́дцев…

Да. Дмитрий Сергеевич посещал наш духóвный центр на Рогожском.
Влады́ка Али́мпий провёл для Лихачёва экскурсию по храмам Рогóжской слободы́. А такое было очень редко, чтобы влады́ка лично проводил экскурсию. Вот у Лихачёва был высочайший авторитет среди старообря́дцев.

Почему?

Потому что он был кореннóй старообря́дец.

* * * * *

В 1988 году государство перестаёт враждовать с церковью: торжественно отмечается Тысячелетие Крещéния Руси́.
Как старообря́дцы на официальном уровне участвовали в этих торжествáх?

Это был исторический момент. В 1988 году у нас была учреждена Митропóлия.
В заседании участвовали представители Совета по делам религий. Они потребовали снять вопрос об учреждении Митропóлии с повестки дня, так как якобы этот вопрос был еще непроработанным. Но с ними стали не соглашаться.
Тогда на торжествá по случаю прáзднества Тысячелетия Крещéния Руси́ прибыли в Россию старообря́дцы со всего мира. Представители из США, из штата Орегóн, заявили, что дойдут до президента, если советская власть будет мешать в учреждéнии Митропóлии. И это прозвучало как гром среди́ я́сного нéба. Было ясно, что временá менялись.

Попыток учреди́ть митропóлию было много, и тогда это наконец-то удалось. Митрополи́том стал активный и относительно молодой митрополи́т Али́мпий, который стал подбирать людей на свящéннические стéпени, чтобы укрепи́ть церковь.

Для нас празднество Тысячелетия Крещéния Руси́ - это торжествó Правослáвия.

В начале 1990-х люди стали массово возвращаться в церковь.
Кто тогда приходил в старообря́дческие хрáмы?

В это время пришло много рабочего лю́да и молодёжи - потомков старообря́дцев. Они впервые смогли свободно и без огля́дки прийти в храм. Благодаря этому прихóды резко “помолодéли”, ведь раньше они держались, в основном, за счёт людей старшего вóзраста. Это возвращались наши коренны́е старообря́дцы.

* * * * *

Как относитесь к инициативам современной РПЦ МП ввести преподавание основ правослáвия в школе?

Наша церковь собóрно поддержала решения преподавания правослáвия в школах.
Завуч нашего Московского духóвного училища А. В. Муравьёв подготовил учебник по основам правослáвной культуры. И его в Министерстве образования признали лучше курáевского, поэтому в результате было издано два учебника.

И вообще, радостно, что сегодня дети имеют такой широкий доступ к книгам правослáвной тематики, чего моё поколение было лишено.

Нужно ли, возможно ли примирение с РПЦ МП? Как оно должно выглядеть, чтобы на него согласились старообря́дцы?

Новообря́дцы должны прийти к тому, от чего ушли́. Всё.

То есть, вернуться к стáрым…

Почему “стáрым”? Нас назвали “старообря́дцами”, хотя мы ничего стáрого не брали.
Наша церковь - Правослáвная. Мы правослáвно служили и правослáвно продолжаем служить. Но появились новообря́дцы, и мы почему-то резко “устарéли”.

* * * * *

Что бы вы посоветовали молодому поколению людей, которое испытывает сложности, подвергается давлению со стороны государства за свои убеждéния?

Мы жили, мы надеялись. Я знал много достóйнейших и благорóднейших людей, которые на разных этапах приходили в церковь и защищали её перед властя́ми. Защищали свои убеждения в любых условиях, порой страдая, претерпевáя неудóбства. И это очень большой труд, который тоже кому-то надо делать - в любом государстве.

А в наше время нужно продолжать сохранять свои убеждения, веру наших прéдков, и передать новому поколению.

Знаете, почему в хрáмах толстые стены? Потому что, находясь в хрáме, человек получает благодáть Бóжию, а за стенами остаётся вся мирскáя суетá, и только в хрáме есть спасéние души́.

источник: rusplt.ru

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project