протоиерей Геннадий Чунин

О добре и справедливости

Госпóдь дал каждому из нас свободу воли и свободу выбора. Мы сами вынуждены постоянно решать, как поступить в том или ином случае. Чтобы сделать для себя правильный выбор, нам приходится оценивать ту ситуацию, в которой мы находимся. Но жизнь сложнá, и ситуации возникают самые неоднозначные. Как же нам разобраться в том, как следует поступать? Многие считают, что поступать надо по справедливости. Но всегда ли это так?

Вот, скажем, во времена монголо-татарского ига ханские баскаки ры́скали по русским землям, творя грабёж и насилия. Много русской крови пролили, много дани и пленных увезли к себе в орду. Вопиющим злом для русской земли были татарские набеги. А для самих ордынцев всё выглядело совсем по-другому. Служба в войске была для них профессией, война - ремеслом, грабёж - заработком. Будучи язычниками, про христианскую этику они никакого понятия не имели и действовали по своим обычаям и совести. С их, татарской, точки зрения всё было правильно, а с нашей, русской, - совсем наоборот. А, ведь, объективная справедливость может быть только одна.
Перед тем, как напасть на Русь, татары прошлись по придонским и приднепровским степям и практически вы́резали другие народности – пóловцев и печенéгов. Эти кочевые народы были нашими давними врагами, которые более двухсот лет совершали набеги на южнорусские области и непрерывно терзали Киевскую Русь. С ними воевали и не могли покончить все русские князья, начиная с Вещего Олега. Когда татары уничтожили наших врагов, то с нашей точки зрения они поступили хорошо, с их, татарской, точки зрения они тоже поступили хорошо. Наши оценки события совпали, значит ли это, что справедливость восторжествовала? Увы, не значит, ведь было ещё и совершенно особое - прямо противоположное - мнение уничтоженных народов.

Где же нам найти справедливость? В гражданском правовом обществе вершить справедливость призваны гражданские суды. Но далеко не всегда суды выносят справедливые приговоры. Из средств массовой информации, а кто-то и из личного опыта, мы знаем массу случаев, когда на суды оказывается давление, когда подкупают или судей, или свидетелей, и в результате выносятся не справедливые, а нужные кому-то приговоры.

Мы с вами верующие люди. Но всегда ли для нас хороша справедливость? Я уверен, что любой человек, имеющий водительские права более одного месяца, хотя бы один раз нарушил Правила дорожного движения. И вот, когда мы на своём автомобиле нарушаем, скажем, скоростной режим движения, и сотрудник ГИБДД останавливает нас и выписывает штраф, мы понимаем, что это справедливо. Но свершившееся торжество справедливости в данном случае нас совсем не радует. Потому что для себя мы далеко не всегда хотим справедливости. А вот если сотрудник ГИБДД нас отпустил, то мы радуемся, что наши деньги остались при нас, а наше правонарушение осталось безнаказанным. Это несправедливо, но оказывается, что именно это нам нравится.

А как быть со справедливостью перед Богом? Ведь грéшен абсолютно любой, даже самый святóй человек. Нельзя утверждать, что тот, кто имеет, скажем, 100 грехов - спасётся, а тот, кто имеет тысячу - спастись не может. Тогда возникает вопрос: а как быть с тем, у кого 500 грехов? Да ведь, и грехи грехам рознь. По справедливости, любой грéшный человек недостоин войти в Царствие Небесное. Хотим ли мы для себя такой справедливости? Однозначно, - нет. Мы все хотим для себя спасéния, мы все хотим для себя милосéрдия Бóжия.

Как легко ошибиться, пытаясь нашим умом, нашими силами найти справедливость! Как сложнá жизнь и как трудно, даже невозможно, учесть все обстоятельства и все нюансы, абстрагироваться от собственной заинтересованности в происходящих событиях. А без всего этого невозможно вынести правильное суждение.

Но даже если нам удастся вынести абсолютно справедливое осуждение виновного, то к Богу нас это нисколько не приблизит, даже совсем наоборот. Госпóдь учит нас: «...будьте милосéрды, как и Отец ваш милосéрд. Не суди́те, и не будете суди́мы; не осуждáйте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете...». [Лука 6:27] Так какой смысл для нас совершенно справедливо осудить виновного, если после этого Госпóдь также справедливо осýдит нас за совершенные нами грехи?

В силу ограниченности своего разума и своей греховности, мы не способны судить справедливо. Вершéние справедливости нужно оставить Бóгу. Госпóдь есть судия всевéдущий и безпристрáстный, поэтому только Ему одному открыта истинная справедливость.
Нам же надо стараться относиться ко всем людям, как правым, так и неправым, только с любовью. Поступать как с добрыми людьми, так и с плохими, с виновными и невиновными, всегда по милосéрдию. Только так можно стать достойными Бóжия милосéрдия для себя на Стрáшном судé.

сентябрь 2008 года

источник: rpsc-spb.ru
дано в рассылке


← … предыдущая  •  следующая … →

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project