протоиерей Геннадий Чунин

Притча о немилосердном должнике

Сегодня за Литургией читалась Евангелие «Притча о немилосердном должнике». Большинство из нас не первый раз слышит эту притчу. Но на некоторые моменты этого евангельского повествования я хочу обратить особое внимание.

В этой притче упоминается денежная единица талант. Это не просто деньги, это огромные деньги. Такие денежные единицы использовались в расчётах между государствами, ими измерялись царские сокровищницы самых богатых царей. Почти никогда не достигали размера в несколько талант личные состояния. Чтобы хоть примерно представить, о какой сумме идёт речь, нам придётся провести небольшие подсчёты. Согласно данным, приведённым в учебнике Закóна Бóжия под редакцией Карабиновича, один золотой талант равнялся 125 тысячам золотых рублей, то есть, 125 килограммам золота высочайшей пробы. Соответственно, тьма талант, то есть, тысяча талант - это 125 тонн чистого золота. Это больше двух железнодорожных вагонов.
В наше время Центральный банк России выпускает золотые монеты «Сеятель», которые весят 7,74 грамма. Они продаются в отделениях Сбербанка по цене 10.300 руб. за монету. Правда, проба у этих монет, всего лишь, 900, пониже, чем у царского золота. Получается, что сейчас (весна 2009 года), цена одного грамма золота составляет 1.330 руб., а цена одного таланта, соответственно, 166 миллионов 344 тысячи рублей. Это больше 5 миллионов долларов. За эти деньги в Санкт-Петербурге можно купить примерно 50 однокомнатных квартир, целый подъезд или даже точечный дом. А талантов была тысяча. Лишь единицы самых богатых людей планеты имеют подобные состояния.
И вот, человек с таким огромным долгом вызывается на суд Господи́на и просит об отсрочке платежá. Господи́н же даёт ему не просто отсрочку, а вообще прощает этот астрономический долг. Велик же этот Господи́н, раз может прощать такие долги! И вот, должник получил прощéние и возможность снова заниматься своими делами. Первым делом он идёт к своему должнику, который должен ему 100 пенязь, то есть, сýщую мелочь, и требует немедленного возврата долга. И тот, другой должник, тоже не может вернуть своего дóлга и тоже просит своего кредитора, первого должника, об отсрочке. Но только что прощёный должник оказывается немилосéрдным и приказывает бросить своего должника в долговýю тюрьму, до полного погашения долга.
Когда донесли об этом Господи́ну, то приказал снова призвать к себе немилосердного должника и сказал ему страшные слова: «Я только что простил тебе огромный долг. Надо было и тебе также поступить со своими мелкими должками. Но раз ты немилосéрден к другим, то и я поступлю с тобой так же. Бросьте его в темницу, пока не вернёт весь свой долг». А ведь, долг таков, что ни один человек не только за свою жизнь, но и за тысячу лет никогда не сможет отработать его. Значит, немилосéрдный должник осуждён на пожизненное, а правильнее сказать - на вéчное заключение в темнице.

Страшное наказание заслужил немилосéрдный должник. За что же он осуждён? За растрату денег Господи́на и огромный невыплаченный долг? Нет, не за это. Ведь долг этот Господи́н уже простил. Осуждён же он за своё немилосéрдие. Из-за его жестокости и немилосéрдия к ближнему, Господи́н спросил с него без снисхождения, справедливо и полностью.
Если бы прощённый должник поступил по-другому, оказал бы милосéрдие к своему должнику, простил бы ему ту мелочь, которую тот был должен, то вышло бы всё совсем по-другому. Никто бы никогда не вспомнил бы, не спросил бы с него огромного невозвращённого дóлга, и жил бы он себе долго и счастливо.
Вот какова цена нашего немилосéрдия. Каждый из нас грéшен перед Бóгом. Этих грехов у каждого из нас несчётное множество, ещё больше, чем копеек в тысяче талант. Но Госпóдь настолько милосéрд, что готов по нашей просьбе, по нашему покая́нию простить нам этот неизмеримый, этот астрономический грехóвный долг. Но не всякому этот долг будет прощён, а лишь тем, кто достоин этого прощения, тем, кто сам милосéрден к другим людям, к своим ближним. И если мы прощаем другим людям причинённые нам житейские обиды, досады, неприятности, то за наше милосéрдие, Госпóдь прости́т нам и совершённые нами неисчислимые грехи.
А если, наоборот, мы стремимся поквитаться с обидчиками, досконально помним все свои большие и малые обиды, если мы не прощаем тех, кто неправ перед нами, то Госпóдь спросит с нас за все наши грехи. Спросит строго, без милосéрдия, которого мы не проявили, без снисхождения, которого мы не совершали. И такой заслуженный нами строгий и немилосéрдный суд, вынесет нам страшный приговор и определит для нас место вместе с другими грéшниками в геéнне огненной.

Итак, давайте всегда помнить, что если мы в малом прощаем ближнего, Госпóдь гораздо бóльшие грехи нам отпустит. А за своё, пусть даже мéлочное, немилосéрдие, мы будем лишены Бóжия милосéрдия, и тогда неизбежно погибнем.

источник: rpsc.spb.ru
дано в рассылке


следующая … →

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project