протоиерей Геннадий Чунин

В расколе нет победителей

Доклад на конференции в
Александро-Невской лавре

О «правках»

Мы все прекрасно знаем, что в XVII веке произошла одна из самых страшных трагедий в истории русского народа и Русской Церкви. Произошедшие 350 лет назад события, к великому сожалению, продолжают и сегодня разделять русский народ. И хотя мы все стремимся к объединению, но преодолению этого, теперь уже многовекового, разделения мешает целый ряд объективных факторов. Особое внимание я хочу обратить на некоторые из них.

Мой опыт общения с различными представителями новообря́дцев заставляет сделать печальный вывод о широкой распространённости неверного мнения о причинах никоновских реформ и их последствиях. Таковым мнением стала точка зрения, согласно которой церковные книги многократно переписывались вручную некомпетентными переписчиками. За несколько веков, прошедших после крещения Руси, в этих книгах накопилось множество ошибок, и назрела необходимость эти ошибки исправить, чем и занялся деятельный Патриарх Никон.

Но на самом деле всё было совсем не так.

Вот несколько самых ярких примеров книжной правки Патриарха Никона.

Пример № 1. Чин крещения.
Старый текст: «Запрещáет ти, диáволе, Госпóдь наш Исýс Христóс, пpишéдый в мир и всели́выйся в человéцех».
Новый текст: «Запрещáет тебе Госпóдь, диáволе, пpишéдый в мир и вселивыйся в человéцах».
Из новой редакции явствует, что диáвол пришёл в мир и вселился в людей. По всей вероятности, кощунственная порча текста произведена не по злому умыслу, а просто по недостаточному знанию русского языка правщиками-иностранцами. В Требнике, изданном Московской Патриархией в 1979-м году, снова вернулись к дониконовскому варианту.

Пример № 2. Там же, в чине крещения.
Старый текст: «Мóлимся Тебе, Гóсподи, ни́же да сни́дет со кpещáющимся дух лукáв».
Новый текст: «Ни́же да сни́дет с кpещáющимся, мóлимся тебé, дух лукáвый».
Не удивительно, что после выхода из печати в XVII веке требника с такой редакцией текста старообря́дцы начали упрекать новообря́дцев в том, что те «духу лукавому молятся». От этой «правки» Московская Патриархия также отказалась.

Пример № 3. Чин водоосвящения, из ектений на освящение воды в Богоявление.
Старый текст: «О éже бы́ти водé сей пpиводя́щей в жизнь вéчную».
Новый текст: «О éже бы́ти водé сей скáчущей в жизнь вéчную».
В «Праздничной минее», переизданной после 1971-го года, РПЦ вернулась к старому варианту. Следует заметить, что тиражи предыдущих изданий не были изъяты, поэтому во многих храмах служба до сих пор отправляется по старым требникам со всеми указанными ошибками.

Я привёл несколько примеров, но их можно привести сотни. В XVII веке священник Никита Добрынин представил царевне Софье перечень искажённых никоновскими правщиками мест из святоотеческих книг на 200 листах. Всё это свидетельствует, что новые тексты в некоторых случаях искажали смысл, в других - значительно уступали по доброкачественности старым. Это - вывод многих исследователей данного вопроса, таких, как профессор Муретов, филолог Ильминский, историк Борис Кутузов и других. То есть, об этом говорят сами же чáда Русской Православной Церкви.

Снятие клятв

Реформа привела к разделению православного народа. Одна его часть, сохранившая дрéвнее благочéстие, подверглась страшным преследованиям. В результате гонений, множество старообря́дцев погибло в кострах и на плáхах, множество навсегда бежало за пределы России. И те, и другие оказались безвозвратно потеряны для своей Родины.

На долю большинства, принявшего реформы, тоже выпало немало лишений, хотя эти лишения были совсем другого рода. В 1971-м году Поместный Собóр РПЦ определил: «Рассмотрев вопрос ... с богослóвской, литурги́ческой, канони́ческой и исторической сторон, торжественно определяем:
1. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синóда от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обря́дов спаси́тельными, как и новые обря́ды, и равночестны́ми им.
2. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синóда от 23 (10) апреля 1929 года об отвержéнии и вменéнии, яко не бывших, порицáтельных выражений, относящихся к старым обря́дам и, в особенности, к двупéрстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекáлись.
3. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синóда от 23 (10) апреля 1929 года об упразднéнии клятв Московского Собóра 1656 года и Большого Московского Собóра 1667 года, наложенных ими на старые русские обря́ды и на придерживающихся их православноверующих христиáн, и считать эти клятвы, я́ко не бы́вшие
».

Конечно же, все старообря́дцы безмерно рады тому, что в 1971-м году за старыми обря́дами признали право на существование. Хотя, по моемý личному глубокому убеждению, признание старых обря́дов равночестны́ми есть некоторая их недооценка. Анализ реформ показывает, что, по крайней мере, в некоторых случаях, всё-таки, произошло ухудшение как текстов, так и обря́дов.

Другой важный момент. Конечно же, все старообря́дцы безмерно рады тому, что с нас в 1971-м году сняли клятвы. Но это снятие клятв и их оценка Собóром однозначно говорят о том, что эти клятвы были наложены неправильно. Мы все также знаем, что любое несправедливое проклятие падает на голову произнесшего его. Слáва Бóгу, что теперь это уже дело прошлое. Но ведь более трёхсот лет вся РПЦ прожила под этим проклятием. Конечно же, эти проклятия сыграли свою страшную роль и в истории Церкви, и в судьбе всей России.

Я говорю сейчас об этом потому, что о страданиях старообря́дцев, всё-таки, что-то известно, а вот о том, что пострадала и другая, новообря́дческая, часть Церкви, многие совершенно не догадываются. А, ведь, во внутрицерковном раздóре, как и в гражданской войне, победителей не бывает. Бывают только пострадавшие.

Современность

К великому сожалению, я вынужден констатировать, что осведомлённость о решениях Собóра 1971-го года среди чад РПЦ крайне низкая. Очень многие из новообря́дцев просто не догадываются о том, что война со старообря́дцами уже закончилась. Несмотря на то, что кличка «раскольники» была запрещена к употреблению российским законодательством ещё в XVIII веке «Манифестом» Екатерины II от 3 марта 1764 года, по сей день этот термин нередко можно услышать по отношению к старообря́дцам как от свéтских, так и от церкóвных людей.

Например, газета «Радонеж» (главный редактор г. Никифоров), сообщив о заседании и определениях Священного Синóда РПЦ от 18-19 июля 1999 года, умолчала о решениях по старообря́дчеству. В номерах 13-м и 14-м за тот же год эта газета поместила разнузданный по тону и клеветнический по содержанию анти-старообря́дческий псевдоисторический пáсквиль некоей Натальи Михайловой, пообещав напечатать продолжение.

Когда известному полемисту диакону РПЦ Андрею Кураеву задали вопрос о старообря́дцах, то тот ответил, что старообря́дцы утратили священство и через это отпали от православия, ни словом не обмолвившись о том, что среди старообря́дцев есть и попóвцы, которые священство не утратили и от православия не отпали.

Чего стóит открытие в Мордовии памятника бывшему Патриарху Никону [на фото справа: памятник «великому земляку-мордвину» был открыт не местной епáрхией, а администрацией Республики Мордовия. – Ред.] и периодически возобновляющиеся разговоры о его возможной канонизации. Хотя церковный суд над Никоном свершился уже при его жизни на Собóре 1666-го года, на котором Никон (в мирý Никита Минов) был лишён сана. Хочу при этом заметить, что на Собóре 1666-го года старообря́дцев не было и не могло быть, то есть, сана его лишили сами новообря́дцы. За всю историю Русской Церкви Никон стал единственным Патриархом, которого собóрно лишили сана. Тем не менее, например, в Иверском монастыре, основанном Никоном, есть его икона и ему молятся как местночти́мому святóму.

Впрочем, эта ситуация бросается в глаза не только старообря́дцам.
В своём докладе на Архиерéйском Собóре РПЦ, проходившем 3-8 октября 2004 года, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отметил:
«Нам необходимо на деле реализовать вышеуказанные мудрые решения. К сожалению, доны́не это не достигнуто, из-за чего братья-старообря́дцы порой упрекают нас в неискренней декларативности. Нам говорят, например: если оба обря́да и, в особенности, оба способа совершения крéстного знáмения давно уже признаны вами равночестны́ми, почему же в учебниках Закона Бóжия, которых в последнее время издано множество, мы не находим указания на возможность двух способов перстосложéния - хотя бы мелким шрифтом, в примечании? Почему вами не издаётся богослужéбная литература, печатавшаяся при первых пяти русских патриархах, сборники крюкового пения? Почему в ваших духовных школах можно получить лишь крайне скудные сведения об особенностях богослужения по старому обря́ду? Почему в беседах с вашим духовéнством не редкость услышать предвзятое или некомпетентное мнение о причинах нашего разделения, почерпнутое безо всякого критического подхода из полемической литературы столетней давности, а подчас приходится встречаться и с хулóй на старые обря́ды? Почему, несмотря на упомянутое определение Священного Синóда, по-прежнему переиздаются и предлагаются в приходски́х лавках книги и брошюры, в которых нетрудно встретить не только необъективный, но подчас и попросту оскорбительный взгляд на старообря́дчество?...
Возникает парадоксальная ситуация. Собóры принимают определения считать клятвы на старообря́дцев и порицáтельные выражения о старых русских церковных обря́дах «я́ко не бы́вшими», а на местах уровень информированности духовéнства об этом настолько ни́зок, что «я́ко не бы́вшими» становятся сами эти определения
».

Время не стои́т на месте. Многое из того, о чём старообря́дцы полемизировали с новообря́дцами 300 лет назад, ушлó в прошлое. Например, никто из новообря́дцев сейчас не будет порицать осьмиконéчный крест Христóв. И такое изображение крестá можно встретить не только в старообря́дческом храме. Но в РПЦ появились, и весьма многочисленные, совсем новые обря́ды и веяния, разговор о которых ещё не начат.

В 1913 году Сергием Булгаковым была издана «Настольная книга для священно- и церковнослужителей«. По этой книге училось не одно поколение новообря́дческих священников. В этой книге содержится масса полезной информации. В частности, в ней говорится о Тáинстве крещéния: «Крещение совершается через троекратное погружение крещаемого в воду… Только как исключение, например, в случае большой слабости крещáемого, которая особенно замечается в так называемых недонóсках, дозволяется не погружать крещаемого в воду, а обливать его водою с головы, с произнесением узаконенных слов. Поэтому распространённость обычая в некоторых местностях крести́ть через обливание есть явное отступление от узаконенного чи́на». Я, старообря́дец, с радостью готов подписаться под этими словами о. Сергия. К великому сожалению, современная практика совершения Таинства крещения не соответствует рекомендациям уважаемого автора книги. С середины XX века способ совершения крещения стал весьма серьёзным камнем преткновения в отношениях старообря́дцев и новообря́дцев.

Патриарх Алексий II на юбилейной конференции в Свято-Даниловом монастыре 27 ноября 2000 года подчёркивал: «Чáдам Русской Православной Церкви нужно помнить, что древние церковные обря́ды составляют часть нашего общего духовно-исторического наследия, которое следует хранить как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви». К сожалению, мне не известно ни одного прихода РПЦ, который бы на практике руководствовался этими замечательными словами Патриарха.

Заключение

Для восстановления церковного единства со стороны Русской Православной Церкви уже предпринят огромный конкретный шаг - отмена проклятий на старообря́дцев и официальное признание старых обря́дов равноспаси́тельными. До полной ликвидации нашего разделения, всё-таки, ещё далеко. Как минимум, ещё требуется провести безпристрастный анализ всех никоновских реформ и последующих нововведений.

Выражаю свою искреннюю признательность за предоставленную возможность высказаться. Выражаю также свою надежду, что и в дальнейшем РПЦ продолжит диалог со старообря́дцами, и мы совместно продолжим поиск путей преодоления печально затянувшегося церковного разделения.

июнь 2007 года

источник: rusvera
дано в рассылке


← … предыдущая

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project