протоиерей Кондрат Кляузов

О молитве

Великое для нас благо, братие и сестры, - молитва.
Если мы обращаемся к Бóгу от чистого сердца и благодарим Егó, как Творцá и Промысли́теля, когда получаем просимое, то и жить хорошо, и всё вокруг прекрасно. Госпóдь дарует нам то, что полезно нашей душе, так как Емý лучше известны, как всеведущему, наши нужды и печали.

И не только мы, грешные, не бываем услышаны Бóгом, если недостойно молимся, если не по зáповедям Бóжиим творим молитву, если просим у Бóга житейских благ, но из истории апостольской и святоотеческой мы знаем, что и святые, и праведные мужи́ не были услышаны Бóгом, когда они просили неполезное, и их молитва не была принята.
Кто праведнее святого апостола Павла, столь много потрудившегося по благочéстию Христóву, оставившего и нам поучительнейшее послание? Но, однако, когда он просил того, что было неполезно ему, Госпóдь не исполнил его молитвы. Сам Апостол написал: «Три крáты Гóспода молих, и речé ми, довлéет тебе благодáть моя». Или кто прáведнее Моисея прорóка, но и его не послушал Госпóдь, когда он просил Егó, чтобы войти ему в землю обетованную, и он умер, видя эту землю с горы, издалека.

Не услышана бывает наша молитва, когда молимся, а сами продолжаем творить грехóвные делá, как Госпóдь сказал прорóку Иеремии, когда он молился об иудéях: «Не молись о людях сих, разве не видишь, что они говорят, не оставили они своего нечéстия, а ты о них молишься, - не услышу тебя».
Не услышит Госпóдь нашей молитвы и тогда, когда мы молимся, чтобы Госпóдь наказал наших врагов, - ибо дóлжно молиться о том, чтобы Госпóдь не поставил им в грех их дела против нас, как и Сам Христóс молился за распинателей: «Óтче, прости им, невéдят бо, что творят»!

Молитва - это лекарство для нашей души́, но ведь и лекарство не принесёт пользы, если мы не знаем, от какой болезни оно назначено. Мы же, христиане, никогда не должны оставлять прáвила своей молитвы, помнить зáповедь Апостола: «Áще я́сте, áще пиéте, áще ино что твори́те, вся во славу Бóжию твори́те», то есть, с молитвою краткою, но дéйственной: «Гóсподи Исýсе Христé, Сы́не Бóжий, поми́луй мя грéшного»! И Госпóдь наш Исýс Христóс заповéдует: «Бди́те и моли́теся»! А Апостол поучает: «Непрестáнно моли́теся».

Великую пользу для души оказывает прилежная молитва и личное участие наше в молитве. Многие просят священника помолиться, а сами уходят по житейским делам, но Госпóдь требует от нас самих сердечного излияния молитвы, как об этом поучает нас евангельское повествование о женщине Хананеянке.
«В одно время, - говорит евангелист Матфей, - вошёл Госпóдь в страны Тирские и Сидонские, и вот Хананеянка (язычница) и́здали стала взывать к Немý: «Поми́луй мя, Гóсподи, Сы́не Давы́дов, дочь моя зле беснýется». Этими словами она как бы осудила и посрамила иудéев, которые считали себя избранным народом, а язычников - нечистыми и скверными. А между тем, эта язычница, не знавшая ни прорóчества о пришествии Меси́и, ни псалмóв Давыдовых, не просила прямо исцелить дочь её, но возопила: «Поми́луй мя, Гóсподи, Сы́не Давы́дов», то есть, - признала Егó истинным Сыном Бóжиим, по плоти рождéнным от кóрене Давыдова. Но Госпóдь не ответил ей ничего, чтобы явить сильную и необычную для язычницы силу её веры и многое терпение. Ученики Христóвы сжалились над нею и просили отпустить её, потому что она кричит (вопиéт) вслед им, но Госпóдь сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Изрáилева», то есть, к иудéям. От этих слов Гóспода маловерная женщина могла бы прийти в отчаяние, так как и заступничество учеников не принесло ей пользы. Что же делает женщина, видя, что её просьба презренá и отвращенá? Она не отчаивается и уже не издали взывает, подходит ближе к Спаси́телю и поклоняется Емý. Мы же, брáтие и сéстры, не получивши просимого, часто озлобляемся и негодуем и сéтуем неразумно на премудрый прóмысл Бóжий и отчаиваемся. Да будет же вера Хананеянки примером для нас в день скорбный испытаний наших, посылаемых нам за грехи и беззакония наши. И Хананеянка, поклонившись Христу, сказала: «Гóсподи! помоги мне». Но Госпóдь, испытýя веру ея́, сказал: «Не хорошо брать, отнимать хлеб у детей и отдавать псам».
Чем больше и настойчивее просила Хананеянка, - тем бóльшую заботу Госпóдь показывал о народе еврейском, называя их чáдами и отеческую любовь проявляя, чтобы потóм не могли оправдываться распявшие Гóспода иудéи, что не узнали они обетованного Месию́, пришедшего спасти мир. И несмотря на суровость слов Спаси́теля, Хананеянка разумно отвечала Гóсподу: «И псы едят от крупиц, падающих от трапезы своих хозяев«, - показывая этим свое смирение и крепкую, непоколебимую веру в Егó всемогущество. Тогда Госпóдь (Христóс) сказал ей: «О, жена, великá твоя вера, пусть будет так, как ты хочешь!» И в тот же час дочь ея исцелилась.
Из этого Евáнгельского повествования уразумеем, брáтья и сéстры, что Госпóдь хочет, чтобы о своих нуждах и печалях и мы с вами с прилежанием молились Емý, ибо ученики Гóспода имели великое дерзновéние ходатайствовать перед Христóм о жене Хананеянке, но её многое терпение и прилежáние, её смирéние и покорность воле Бóжией принесли ей просимое, дочь её исцелена была по неотступной и искренней просьбе.

Многие из нас входят во святóй храм и произносят много слов молитвы, но исходят из храма, не вéдая, о чём молились! О таковых Госпóдь сказал: «Приближаются ко мне люди сии́ уста своими и устами чтут мя, сердце же их далече отстоит от меня, всýю же чтут мя!»
И действительно, если мы проследим за собою, то сознáемся, что устá наши произносят словá молитвы, а мысли где-то заняты другим (планами своих домашних дел, стяжáнием, куплею и продажей и другими хитросплетениями житейскими). Когда же беседуем с человеком, то стараемся обдумать, что сказать, с Бóгом же беседуем - неради́мы и ленимся.

Что скажем мы нелицеприятному и грозному Судии́, когда придёт час дать ответ за всякое прáздное слово, а тем пáче за унижение и́мени Бóжия и призывание Егó всýе? Особенно же, когда мы жестоки бываем к брату нашему, согрешившему против нас.

Как же мы можем произнести словá молитвы Госпóдней: «И остáви нам дóлги нáша, я́ко же и мы оставляем должникóм нашим», - когда сами находимся в злобе и ненависти к нашим ближним? Áще не поми́луем согрешивших перед нами и сами не поми́лованы будем и посему убоимся страшного Глáса Бóжия, который услышал немилосéрдный заимодáвец, добивший ближнего своего. «Не подобает ли тебе поми́ловати клеврéта твоего, я́ко же и аз тя поми́ловал, - возьмите неключимого раба и ввéргните в тьму кромешную, идеже будет плач и скрежет зубом», от чего да сохранит нас Госпóдь заступлением честных небесных сил безплотных и молитвами Пречи́стыя Владычицы нашей Богорóдицы и при́сно Дéвы Мари́и и благодáтию Гóспода нашего Исýса Христá, Емýже слáва и держáва вó веки векóм. Ами́нь.

источник: samstar


← … предыдущая  •  следующая … →

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project