митрополит Корнилий (Титов)

Речь на Всемирном Конгрессе соотечественников

История нашей страны сложилась так, что мы периодически то достигаем государственного могущества и вершин мировой культуры, то, в момент смут и помутнений общественного сознания, оказываемся на краю прóпасти. И каждый раз - теряем значительную часть своего народа.

Современный мир - это мир с открытыми границами и перемешивающимися культурами.
Мировое сообщество постепенно преобразуется в глобальную систему, с одновремéнным размыванием национальных границ, дроблением крупных этнических объединений, разрушением традиционного религиозного сознания. Для русского народа, стремящегося сохранить свой особый исторический путь, помимо заботы о самосохранении в своих исторических границах, необходима и забота о той части наших соотечественников, которая оказалась по другую сторону этих границ и которая может выступить в последующем немаловажным фактором национального возрождения. Речь идёт о русской диаспоре. О той части русских людей, которые в силу давних и не давних политических потрясений живут теперь за пределами Российской Федерации.

Зарубежное пребывание для русских не является чем-то новым.
Уже более трёх веков успешно живут, храня веру отцов, в зарубежных поселениях русские старообрядцы, которые имеют крепкие, устойчивые и тесно связанные между собой общины в Европе, Северной и Южной Америке и в далёкой Австралии. Нам полезно было бы изучить этот уникальный опыт длительного проживания наших соотечественников за пределами России.

Так кто же такие старообрядцы?

Многие из присутствующих в этом зале знают из истории о Церковной реформе XVII века, которая посеяла смуту в русском государстве, начиная от царя и кончая простым крестьянином или казаком. Последствия той реформы сказываются до сих пор. Существует даже мнение, что многие бéды, которые испытывал и продолжает испытывать русский народ, являются, в конечном счёте, следствием этой реформы, по выражению А. И. Солженицына «великого церковного преступления, с которого началась гибель России».

На протяжении более чем трёх веков в нашем «образованном» обществе господствовала уверенность, что почти весь народ поддержал реформу, и только малая полуграмотная и невежественная его часть, руководимая кучкой фанатиков, упрямо воспротивилась ей.
Но вот свидетельство современного историка, профессора Сорбоны: «В оппозиции новой политике правительства оказались вóвсе не противники просвещения, а просто наиболее целостные люди Московской Руси, почти все её «книжные люди», интеллигенция, интеллектуальная и духовная элита того времени». (С. А. Зеньковский «Русское старообрядчество», М., 2006 г., стр. 633)
Поэтому нет ничего удивительного в том, что старообрядчество сохранило осуждённую на истребление «старую» книгу и усвоило все те богословские, исторические, канонические знания, которые в этой книге содержались. И эта книга, попав в частные дома и убóгие хижины, способствовала чуть ли не поголовной грамотности старообрядцев. Кстати сказать, до революции старообрядчество насчитывало, по разным подсчётам, от 12 до 15 миллионов.

О высокой книжной грамотности говорит такой факт. При широком анкетировании в 1908 г. старообрядческих хозяйств в России выяснилось, что если основная масса крестьян тратила в то время на книги в среднем 1-1,5 коп. в год, то в старообрядческих семьях эта цифра составила 61 копейку, то есть, - в 40-50 раз больше. Когда стал ощущаться недостаток в книгах, старообрядцы создали свои школы переписчиков, писавших особым стилем, известным под названием помóрского и гýслицкого письма. Позже укрепившись в других странах, - завели там свои типографии и печатали книги по старым образцам. Грамотность старообрядцев способствовала и экономическому достатку: лучшие плательщики господского оброка, откупившиеся на волю, были, в большинстве случаев, - старообрядцы.
Всё это способствовало тому, что у старообрядцев выработался особый упругий характер, как в бытовой, так и церковной и в общественной жизни. И в настоящее время, проживая в десятках стран мира, они показали себя как трудолюбивые, законопослушные, верные своему слову люди. Например, в Австралии при заключении подряда на строительство, при прочих равных условиях, предпочтение отдаётся русским-старообрядцам. А в Прибалтике, где русское население находится в стеснённых условиях, тем не менее, старообрядцы чувствуют себя вольно.
Эта же целостность и стойкость в отеческих преданиях сказывается и в характере старообрядцев. Они свой домашний религиозный и общественный быт умеют сочетать с современной цивилизацией не в ущерб вере. Это свидетельствует об их духóвной устойчивости.

История старообрядчества есть собственно история русских традиций и обычаев,
русской религиозной мысли, идущей из глубины веков.

Современные историки, занимающиеся проблемами старообрядчества, отмечают, что характерными условиями длительного существования старообрядческих обществ являются:
1. религиозно-нравственный просвещённый консерватизм;
2. религиозно-мистическое чувство своего призвания в мире;
3. стойкая историческая память;
4. грамотность, система домашнего и общинного образования; особое благоговéйное отношение к книге, икóне, пению, хрáмовому строительству;
5. деловая активность и нравственная честность, и, как следствие, - высокая конкурентоспособность;
6. принцип собóрности при сохранении иерархичности и равноправия в общине: священник - церковный совет - члены общин.
Конечно, в современный исторический период, связанный с общеевропейской и всемирной глобализацией, обострением культурных, идеологических, социальных противоречий, при возрастающем влиянии СМИ в массовом сознании, с их возможностью быстро формировать общественное мнение, замкнутым традиционным сообществам приходится крепко хранить свои стереотипы поведения, искать новые пути исторического выживания. Одной из таких форм бытия́ рассеянного разделённого народа и является старообрядческая диаспора, которая позволяет сформировать полноценное (языковое, культурное, социальное, религиозное) существование отделённой части народа, стремящейся сохранить свою самобытность и устойчивые связи с Отечеством.

Известно, что условием существования устойчивой русской диаспоры является сохранение на бытовом уровне чистоты русского языка, закреплённой традициями русской культуры, поддержание церковных приходов - как духовных и культурных центров диаспоры.
Диáспора - это активная (в социальном смысле) форма существования в инородной среде, когда множество общин, групп выступают по некоторым важным вопросам с единым мнением, единой социальной силой. Поэтому некоторые недавно возникшие государства не заинтересованы в развитии на их территории мощных, значительных русско-православных диаспор, соглашаясь на существование и даже поддерживая разделённые, вечно враждующие между собой и потому зависимые от поддержки со стороны власти этногруппы, презрительно называемые «нацменьшинствами». Одно дело - сплочённая «часть разделённого народа», способная единым голосом вызывать поддержку у своего Отечества или выступить на его защиту; другое дело - «нацменьшинство», всегда разрóзненное, политически слабое и зависимое.
С другой стороны, в диаспорáльной форме существования возможны и опасные процессы дерусификации, как культурные, языковые, так и духовные. Не только в самой России, но особенно в ближнем зарубежье расплодилось множество различных, невéдомо кем финансируемых сект. И они активно привлекают в свои сети наших русских, оставшихся в одиночестве и без опеки соотечественников.

Эмигрантам и беженцам первой и второй волн эмиграции начала и середины 20-го века так и не удалось сформировать устойчивой диаспоры, и уже второе поколение их потомков в массе своей ассимилировалось в чужеродном окружении.
Примером этно-религиозной диаспоры иного типа могут рассматриваться русские старообрядцы. Здесь переход в другой этнос (и ассимиляция) затруднён не только языковым барьером, но и религиозным - твёрдым стоянием в своей вере.
На начальном этапе это были территориальные, конфессионально изолированные общины. Они характеризовались способностью к выборочному принятию элементов чужой культуры, к самозащите путём уединения, ухода. Для таких общин не было отечества земного, было только отечество Небесное. Сохраняя свою душу, они верили, что и Бог сохранит их в вечности!
На современном же этапе в старообрядчестве происходит переход к общинам открытого типа, с необходимостью сосуществования с инокультурами (в условиях городов), с одновременным созданием более тесных межобщинных связей, со стремлением принадлежать к единой старообрядческой Церкви. Изменяется и отношение к России: теперь уже не как к «царству зла» и мачехи-гонительницы, а как к родной матери, наследнице Святой Руси. Не изоляция и уход (уже некуда бежать!), а развитие способности успешного противостояния вызовам обезбоженной современности, - через укрепление в вере, путём углубленного понимания Слóва Бóжьего.

Политологи, занимающиеся проблемами глобалистики, говорят, что в современном мире самым эффективным субъектом международного права выступает не просто национальное государство, а национальное государство плюс сильная зарубежная (в идеале - всемирная) национальная диаспора, объединённые общим духовным стремлением.

Недавно мне довелось побывать в старообрядческих общинах на Украине и в Молдавии, которые являют собой показательный пример сохранения православно-русской культуры в условиях противодействия со стороны агрессивного западного влияния.
С целью поддержания русского языка и русской культуры в бывших республиках СССР, делегация нашей митрополии совместно с фондом «Русское зарубежье», организованного Александром Исаевичем Солженицыным, в качестве благотворительной акции передали большýю партию книг на русском языке в дар Черновицкому Университету и Кишинёвской городской библиотеке. Это мероприятие - одно из составляющих программы поддержки интереса к русской книге, которая будет осуществляться и в дальнейшем.
Сохранить русский язык на всей исторически сложившейся территории его бытовáния - безусловно, важная задача. Но не менее важно сохранить, не разрушить ту хрупкую межличностную связь (брáтское чувство), порождённую нашими предками, тот характер отношений к своему народу и к миру в целом, которые называются русской православной культурой, русским православным духом. Наши братья-старообрядцы, живущие за рубежом, ежедневно встречаясь с иноязычными, претерпевая иногда притеснения и унижения, приходят в свои храмы, и, слушая за литургией сохранённое ими древнее пение, участвуя в нём, - отходят душой, восстанавливают силы, наполняются духом любви и веры, надежды и просветления. Именно поэтому мы так обеспокоены состоянием наших храмов и приходов, их связью с нашей общей Отчизной, ибо они - тот духовный родник, то место нашего общего дела, место собрания в духе, которое сохраняет русского православного человека на земле.

Человек - не только живой организм, но и живой дух. И как живой дух, он должен быть свободным и ответственным. Только тогда он будет обладать достаточной силой для порыва к творчеству, а значит - способным к саморазвитию. И тогда человек становится личностью, ответственной перед самим собой, своим народом и перед Бóгом.
Нет необходимости в принудительно поголовной религиозности, но сегодня как никогда велика ценность искренне вéрующего человека, цельной личности с живым и трéпетным духом. Русский человек обязательно правослáвен, по мысли Ф. М. Достоевского, ибо верит не только в силу разума, но и в живую силу Русского Духа, предопределённого ему Богом. Старообрядцам присуще чувство солидарности со своим народом, готовность к поддержке в критический момент, стремление к самоуправлению и инициативе. Во всей своей истории они собственным примером, стремлением к высшим идеалам, создавали одухотворяющий образ России в русскоязычной и инокультурной среде.

У старообрядцев есть своя Национальная Идея. Та идея, за которую наши предки шли на костёр и на ды́бу. Она заключается в благословенном сочетании православности и рýсскости. Именно эта идея выработала тот национальный характер, о котором теперь много и положительно говорят. Мы желаем, чтобы эта идея стала основополагающей и для других общественных движений.
Старообрядцы не замыкаются только на себе, а сохраняют свою веру и культуру для всех, кто ищет пути спасения и духовного просвещения. Мы готовы нести в современный мир чувство национального единства, как это было в критические моменты нашей истории. Мы готовы сообща служить нашей Родине, создавая всей своей жизнью немеркнущий образ Православной России в русскоязычной и инокультурной среде всего мира.

источник: rpsc.ru


← … предыдущая

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project