епископ Михаил (Семёнов)

Будьте осторожны

«Птица - из страха быть пóйманной на земле - летает по воздуху и строит себе гнездо для отдыха и сна в самых высоких местах. Там она спит беззаботно, зная, что никто не может достать и поймать её. Но и её ухитря́ется обмануть птицелóв. Подходит он к тому месту, расстилает тенéта и посыпáет на видý семена. Ими он сманивает птицу: она слетает и ... дéлается добы́чей хитрецá»
[Антоний Вели́кий]
Антоний Вели́кий óбразно говорит о тенéтах греха. Да, сéти греха расположены всю́ду. Самое святóе и чистое в жизни человеческой делается для него искушéнием и «сéтью в поги́бель».

В евáнгельской при́тче зовёт Госпóдь на брак Сы́на Своего... И вот... приглашённые пренебрегли́: пошли́ кто на поле своё, кто на торговлю свою [Мф. 22:5].
Или, как говорит Евáнгелие от Луки: «И начали все, как бы сговори́вшись, извиня́ться. Первый сказал ему: я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть её; прошу тебя, извини́ меня. Другой сказал: я купил пять пар волóв и иду испытáть их; прошу тебя, извини́ меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти» [Лк. 14:18].

У каждого оказались свои причины не идти на зов Бóжий, свои тенéты, в которых они запутались: земля, торговля, брак... Может быть, эти занятия сами по себе мешают служи́ть Гóсподу? Нет.

Что может быть лучше труда около земли́? Земля и труд земледéльца - лучший учитель. Земля учит возлагáть уповáние своё на Тогó, Кто даст и дождь, и зной во время своё. Она учит моли́тве.
Не может быть препятствием к служéнию Гóсподу и торговля: сами подви́жники Фиваид выходили на рынки со своими корзинами и цинóвками, и это не мешало им быть первыми на брáке.

Но то и другое может стать тенéтами. Когда и почему?

В житии́ св. препóдобного Иулиáна (18 октября) рассказывается такой случай.
Иулиáн очень не хотел строить в своём монастырé амбáров для съестны́х припáсов, так как забота об «ýтрие» не прилична монáхам. Но, уступая брáтии, однако, позволил вы́строить храни́лища, указав точно соблюсти́ им размеры амбáров. В отсутствие Иулиáна и́ноки выстроили амбáры значительно больше.
- Смотри́те, - укори́зненно сказал Иулиáн, - вы умнóжили размеры храни́лищ своих. Не уменьшили ли сокрóвищницы свои на Небе?
Поле и торговля - не тенéта для души́, пока амбáры не увеличены «вы́ше мéры», то есть, пока им не отданы вся душá, весь ум, каждая мысль. Всецéлая прéданность «умножению амбáров» становится стеной между душóй нашей и Бóгом.
- Всё это моё, - гóрдо указывал одному мудрецý на свои амбáры и поля́ богáч.
- И это? - указал ему мудрéц на небо.
Но именно Небо не принадлежало ему: душá, опýтанная паутиной забот, не пóмнила о Небе.

Брак? Что святéй семьи и брáка?
Цéрковь установила брак для того, чтобы двое общими силами созидáли своё спасéние. Это школа святóй жизни и школа любви. Но разве не становится семья «тенéтами», не мешает идти на вéчерю Сы́на Цáрева? Сколько людей уходят от путей правды, потому что у них “семья”, которая будто бы принуждáет поступаться правдой рáди её благополýчия! Сколько людей стараются подави́ть добрые поры́вы дýха, зовущие к жéртве на доброе дело, или призывающие отдать часть сил своих обществу и общему делу только потому, что это будет в ущéрб семье!
Но кто любит отца, или мать, или сына, или дщерь больше Христá (Сы́на Цáрева), не достóин Егó.

Итак, как же: отказаться от вся́ких дел, от семьи? Нет, мы говорили уже не раз, что каждая профессия может быть святы́м «постóм», святы́м делом, нужно только спасаться от тенéт, изы́скивая в каждом деле те его стóроны, какими можно послужи́ть Бóгу, и оберегáясь от лжи, какую всю́ду сéет диáвол.

Нужно быть осторожным, как чýткая, умная птица. Возьмём пример со святы́х Бóжиих.
«Инóй из них прослáвился нищетóю (Илия́), инóй богатством (Авраáм), один супрýжеством, другой дéвством. Иди каким угóдно путём - тот и другой ведёт к небу.
Инóй прослáвился постóм (Иоáнн Крести́тель), другой спáсся и без постá (Иов).
И будучи царём, можно стяжáть добродéтель: порфи́ра и корóна нисколько не развлекали Давы́да.
Ты хотел бы видеть, спасáются ли в вóинском звании? - Смотри на Корни́лия.
Спасáются ли домоправи́тели? - Смотри на éвнуха эфиоплянки...
Так прéданный Бóгу человек рáвно является добродéтельным, находясь в богатстве и в бéдности, в болезни и здрáвии, в слáве и безчéстии. Осторожному ничто не может сделать вреда
»
[Иоанн Златоустый, толкование посланий, беседа 12, с. 238].

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project