епископ Михаил (Семёнов)

Вы стоите перед лицом Господа Бога нашего

(Слово при крещении детей Е. в Саратове)

Вы сегодня стоите пред лицом Гóспода Бóга нашего... [Втор. 29:10-11]. Эти словá сказал Моисей народу в конце его сорокалетнего стрáнствования. Народ стоял на границе Ханаана. Пред ними открывалась земля обетóванная - та чудная земля, текущая млéком и мéдом, о которой давно ужé мечтал Изрáиль.
Эта земля теперь перед вами. Госпóдь зовёт туда.

Вот вы стои́те перед лицом Гóспода Бóга вашего. Может быть, даже в эту минуту, перед лицом Бóга вы не чувствуете прикосновения Госпóдня и не желаете видеть землю Егó.

Вы Егó ещё увидите.

Люди часто слéпы и глýхи, пока не придёт час их. Их уши не слышат гóлоса Госпóдня, говорящего как с Илией, в дыхании тонкого вéтра. Не слышат его даже тогда, когда Он говорит в грóмах и бýрях.
Это - не беда. Вы ещё услышите во время долгого крéстного пути жизни.

Великий Кеплер, по его словам, «продумал мысль Бóжию, следя за глубокой мудростью сóзданного Им мира». Он видел и чувствовал Бóга во всём: и в стройной гармонии свети́л небéсных, и в строении простого полевого цветка.
Но вот Вольтер - цéлую жизнь не мог найти. И только в последние минуты жизни познал Тогó, Когó не хотел знать. Гейне, Руссó услышали Егó призывающий голос тоже в преддвéрии инóго ми́ра.
И для нас настанет ещё время почувствовать и нужду в Бóге, и голос Егó.

Агарь и Измáил заброшены в пýстыне. В их сосуде не было воды. Гибель гля́нула им в глазá. И вот в эту минуту Госпóдь открыл им óчи. И они увидели источник «живóй воды́». Около себя. Бог яви́л им лик Свой.

Я не говорю, конечно, что только у ворот вéчности нам откроется Бог. Нет, наша жизнь ещё сли́шком длиннá, и нередки будут минуты, когда нужна для нас рука Госпóдня. И вы увидите Егó, потому что душá не совсем мертвá, не может жить без Бóга, голодна без Негó.

В глубоких шахтах есть убóгие, чáхлые растения. Они éле живут, но всё же тянутся вверх, к солнцу. В глуби́нах душ, даже тёмных и далёких от Бóга, всё же жи́вы не совсем “отмершие” уголки - участки, где светит Бог. В суете жизни засорены, áлой пеленóй скрыты эти уголки. Но голод общения с Бóгом не умирает и в конце концов заявляет о себе.

Я знаю человека, который открыто говорит: «Зачем Бог? Жизнь хорошо можно устроить и без Негó. Даже лучше». Верю, что ему (и вы знаете этого человека) без Бóга лучше. Бог для него ли́шний. Он ему мешает жить, как хочется, по «пóхотям сéрдца своего». Мысль о Бóге и ответственности отравляет его мишурные радости. И он, естественно, гонит от себя Бóга, потому что бои́тся Егó, хочет забыть о Егó судé, об отчёте, который придётся отдать Ему. Но я убеждён, что даже ему ещё понадобится Бог. Тем более, нужен Он будет вам.

Без Бóга жизнь - «дья́волов водеви́ль», по словам одного писателя. Безсмы́слица. Злая шутка, полная темноты и противоречий...

Но вернусь к началу.

Вы на границе земли́ обетóванной, - сказал я. Госпóдь вводит вас в Своё благодáтное Цáрство. Вели́кая радость, которую вы, может быть, ещё не способны оценить. Над вами совершенó величайшее тáинство, которое ввелó вас в свет Христóв.

Значение вели́кого тáинства так огромно, что даже Л. Н. Толстой, и тот признаёт огромную важность этого «посвящéния на слýжбу Бóгу». И будет очень жаль, если ваши дýши мало возьмут из светлого торжествá сегодняшнего дня.

Вы встали под знамена Госпóдни, вы оделись в светлые и белые одежды, вы дéржите в руках своих «свети́льники вéры» и т. д. Как всё это богато смыслом! Как все это зовёт и проповéдует. «Елицы во Христá крести́хомся, в смерть Егó крести́хомся» - пели сегодня. То же слышали вы и в Апóстоле. Что это значит?
Крещéние - óбраз смерти Госпóдней.
Мы крéстимся как будто не водой, а самой пречи́стой кровью Áгнца Бóжия. Крéщение - это тáинство, которое призывает нас слиться с Гóсподом в тайне смерти Егó. Госпóдь умер на крестé рáди спасéния мира, чтобы кровью обнови́ть мир, сделать жизнь чи́ще, прáведнее.
Крестя́сь в смерть Госпóдню, мы обязýемся вместе с Ним строить Цáрствие Бóжие, внести хоть один свой кирпич в здание Госпóднего Цáрства. Крестя́сь, мы принимаем на себя обязанность - закон самоотречéния, любви до смерти, смерти крéстной - сделать законом жизни нашей. Вот первая зéповедь нынешнего торжествá.

Вы приняли на себя крест... Это знáмение того, что вы идёте на «би́тву Христóву», признаёте себя Егó вóином. Но «нести́ знáмя» - не значит только исповéдовать Гóспода устáми. Это значит - в жизни, самой жизни бороться за истину, бороться с грехóм в своей душé и злом снаружи.
Как Изрáиль должен был истреби́ть престýпных хананеев, потому что в проти́вном случае последние бы разврати́ли его, так и вы должны умертви́ть ваши «любимые» грехи́, иначе они умертвя́т вас. Вы взяли крест; как наши отцы поражали мечом, чтобы освободить Палестину от язы́ческих ног, так и вы дéйствуйте храбро и неустраши́мо в большом крестóвом похóде за святýю зéмлю души́ вашей.

Вы крещены́. Посажены, как излюбленная лозá в винограднике Госпóднем. Вы орошены росóй небéсной. Поэтому не походи́те на безплóдную смокóвницу, чтобы не пришлось Гóсподу поступи́ть с вами подóбно хозяину виноградника, который пришёл искать плода на ней, и не нашёл, и сказал виногрáдарю: «Вот, я третий год прихожу искать плода на этой смокóвницей не нахожу; сруби́ её, на что место занимает!»
В ваши руки даны горящие свечи... Храни́те их. Храни́те свéточ вашей Христóм просвещённой души́. Берегите святýю и́скорку вéры и любви, зажжённую в ваших дýшах, и не дайте ветрáм жизни загасить её.

Знаю, не один раз упадёте вы, поскользнётесь. Знаю, что не один раз вы далеко отойдёте от Христá. Не один раз будут казаться потухшими ваши свети́льники. Но надеюсь, что никогда они не погаснут совсем. Мороз жизни может погуби́ть плоды́ и листья, но корень будет жив, и лозá души́ оживёт.
В искушéниях и падениях ваших вы будете не одни. Не думайте, что вы останетесь безпóмощны среди волн́ грехá. Океан жизни вели́к, а ваша маленькая лодка - скорлупа, и на суровых волнах океана будет немало ужасных кораблекрушений. Но во время сильного вéтра Госпóдь будет крепко держать вашу слабую руку над путевóдным рулём, и вы невреди́мо дости́гнете намеченной вами гáвани, а из паути́нных ниток вашей слабой, колеблющейся вóли Он вы́кует железные канаты, которыми прикрепит вас к вéчной надежде, составляющей якорь души́.
Он принял вас в лóно Цéркви Своéй, и с этих пор, как страж, стоит Он и Áнгелы Егó около вашей души́.

Госпóдь отныне Отéц ваш. И нет на земле отцá, бóлее снисходи́тельного и бóлее лю́бящего. «Он снисхóдит всем нашим слабостям. Он сочувствует всем нашим гóрестям. Он победил все наши искушéния. Он несёт все вели́кие тяжести наших грехóв. Вся́кое биéние нашего сéрдца известно Емý. Он видит каждую слезý, которую мы проливаем. Он рассматривает каждое взлелéянное нами желание. Он отвечает нам на каждую и́скреннюю моли́тву.
Когда мы нахóдимся в глубоком унижении, Он поддерживает нас. В трудные минуты нашей жизни Áнгелы Егó не покидáют нас. В доли́не мрáка и смерти, где никто не может сопýтствовать нам, Егó сияние освещáет нам каждый ужасный шаг
».

Ваш свети́льник не раз будет гáснуть. Не отчáивайтесь. Не смущáйтесь. Не падайте дýхом. Надейтесь, свети́льник ваш никогда не угаснет вполнé. Пока жизнь длится, и Дух Бóжий не покидает окончательно человеческой души́. Пусть ваш свети́льник из-за лéни помéрк или из-за грехóвности вашей почти потýх, но верьте, что и тогда может быть зажжён Тем, Котóрый и теперь может зажечь потýхшее пламя.
У вас будет средство снова низвести́ огонь в дýшу вторым крещéнием. Это второе крещéние - покая́ние. Чтобы очистить вас от вашей тáйной прокáзы, Госпóдь сегодня протянул с небéс перст Своей исцеля́ющей десни́цы. Чтобы в будущем вернуть потерянное здоровье души́, Он оставил зелёный листок дрéва жизни в тáйне покая́ния.

В святы́х тáинствах Церкви, как в Пятьдеся́тницу, Госпóдь «пáки и пáки» зажигает в нас тлéющий наш дух Своим спускающимся плáменем. Мужáйтесь, повторяю, свети́льник ваш будет гаснуть, но вы не поги́бнете, если будете торопи́ться зажечь его вновь.

Вы запачкаете белые одежды души́ грехóм. Тогда вспомните о покая́нии. В святóй землé ещё найдётся для вас белое одея́ние, ваши нóги ещё могут ступи́ть по «золотым улицам», ваши уста ещё могут напиться из чистой реки́, которая течёт от престóла Госпóдня и Áгнца.
Знайте только, что покая́ние изглáдит из вашей совести ваши грехи́ и падéние, но будет кощýнством и надругáтельством над тáинством крещéния, если вы нарóчно и сознательно дадите свободу «псам страстéй и пóхотей», живущим в душé, в надежде отмыть после запачканные одежды души́.

Родители и те, которые приняли на себя вели́кую обязанность руководства новопросвещённым! К вам моё слово.
Великую ответственность приняли вы на себя. Вы должны́ стать храни́телями их крещáльных одежд - храни́телями святóго огня, зажжённого в дýшах их. На вас ответ за их дýши. Вы должны́ во время всего их жизненного пути поддерживать их на Христóвом постý ; поддерживать в них мысль, что жизнь - не праздник, не весёлая прогулка, а крестонóсный пóдвиг любви и служéния Бóгу и бли́жним. Не посрами́те вели́кого звáния вашего - звáния поручи́телей за душý, взятую па слýжбу Бóгу. Не дайте ей убежать из-под знáмени своего Вождя́ - Христá.

* * *

А в заключение одно слово. Не все ещё пришли к землé обетóванной в этой семье. Нéкоторые ещё вдали от святóй границы. Надеюсь, что те, которые ужé пришли, приведут за собой других. Как приведут? Стрáстным желанием спасéния для них, моли́твой.
Святáя Нонна обрати́ла ко Христý своего язы́чника-мужа (даже язы́чника!). Чем? Мы знаем, что муж святóй Нóнны склони́лся на её просьбы после сна, в котором услышал таи́нственный голос: «Возвесели́лся я рáди сказавших мне: в храм Госпóдень пойдём»... Но откуда этот голос?.. Сам он, очеви́дно, был óтзвуком моли́тв святóй Нóнны, звавших его в храм Госпóдень.
Моли́тесь и вы о том, чтобы в хрáмине этой было единéние вéры. Пусть ваша моли́тва звучит для них, как постоянный призыв: «Пойдём в храм Госпóдень». А ещё лучше, пусть в вашей совести постоянно звучит этот голос: «В храм Госпóдень пойдём».

Сами будьте всегда около хрáма Бóжия. Только хрáмом вашим пусть будет не один моли́твенный дом, но вся жизнь, бýдни жизни. Пусть будет жизнь ваша богослужéнием. И тогда «не пришéдшие ещё к Христý» по делáм вашим увидят, что вы - Христóвы ученики, и пойдут за вами.

1909 г.

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project