епископ Михаил (Семёнов)

О воспитании

В одной из прошлогодних бесед мы говорили о том уроке, какой дан нам в святом празднике Введéния. Мы говорили, что праздник учит нас «вводить детей» ещё в детстве в святýю атмосферу хрáма, внушáть им любовь, живую любовь ко Христý.

В сáмом деле, отчегó Святáя Дéва и́збрана из всех женщин мира, чтобы стать «Ски́нией Гóспода»? Отчегó Она стала Честнéйшей херуви́м, стала Нéбом, вмести́вшим Невмести́мого?
Оттогó, что родители сумели воспитать в Ней святóе горéние, тяготéние к Бóгу, любовь к Христý ещё на земле не родившемуся, но предскáзанному прорóками.

Предáние рассказывает, что Святáя Дéва трёх лет взошлá одна без помощи человеческой по пятнадцати ступéням хрáма.
Надо полагáть, что Она читала и пятнадцать так называемых пéсней ступеней - пятнадцать псалмóв, читавшихся (по одномý) на каждой ступени лестницы, а эти псалмы́ полны чувствами святóго стремлéния в высь Госпóдню, в ски́нии Бóжий, к Бóгу.

«Возвожý óчи мои к горáм, откуда помощь моя» - поёт Псалмопéвец.
«Радовался я, когда мне сказали: пойдём в дом Госпóдень... К Тебе возвожý óчи мои, Живущий на Небесáх...»
«Надеюсь на Гóспода, надеется душá моя. Душá моя ожидает Гóспода бóлее, нéжели стрáжи - утра», - и т. д. [псалóм 120, 121 и 129].

Все эти песни ступеней звучали уже и в душе трёхлетней Дéвы, и потому нашла Она силу через пятнадцать ступеней хрáма войти в святóе святы́х и через пятнадцать ступеней пóдвига жизни войти в Святáя Святы́х Небéс.

Родители воспитали в Ней любовь к Бóгу и хрáму Бóжию. Затем они ввели́ Её в храм. Поставили под святóе действие хрáма - моли́твы и благодáти. И вот она стала «Честнéйшею херуви́м».

- Не тем ли же путём обязаны вести́ детей своих христиане? - писал я. И получил возражéние: «Но разве мы́слимо какое-нибудь сравнение со Святéйшей и Чистéйшей, Которая освященá была ужé во чрéве, Которая жилá под постоянным соблюдением Дýха Святáго?!».
Вéрно. Сравнение невозможно, непозволи́тельно. Однако, ведь и мы, и наши дети с сáмого рождения освящáются силою Дýха Бóжия, получают охраня́ющие их дары́ Бóжии.
Но оставим и это: сегодня я намéрен передать, как одна мать вела к Бóгу своего сына в среде порóчной, в обстановке соблáзна и грехá.

Семья, о которой идёт речь, состоит из мужа, жены, сына, двух дочерей и свекрови-матери - главы́ семьи.
Муж - язы́чник, и притóм язы́чник, отдавшийся безудержно всем язы́ческим порóкам. Он вложил в детей семенá зла, врождённое расположéние к грехý.
Труд воспитания лежит на матери. И вот, из своего сына и дочерей она долгим трудом сделала вели́ких слуг Бóжиих. Мы говорим о блаж. Мóнике, матери блажéнного Августи́на, великолепную «И́споведь» которого наши читатели прочтут в будущем году.

Как же воспитывала она детей своих? О дочерях мы не знаем, но о воспитании сына рассказывает он сам.

Она приступила к вели́кому делу воспитания ещё до первого лéпета ребёнка, даже до его рождения. При первых намёках на дарóванное ей Бóгом благословéние, она, и без того прéданная Бóгу и моли́тве, стала ещё углублённее, ещё усéрднее к слову Бóжию.
Она из книг Свящéнного Писáния (которые в это время не выпускала из рук) узнала, что, давая ребёнку жизнь, мать ещё до его появления на свете может посвяти́ть его Бóгу и окрести́ть ещё в себе - в Дýхе Свя́те. Она уси́лила свои религиозные пóдвиги, заботилась вдвóе о чистотé сéрдца, чтобы крóшечную дýшу сделать себе подóбной, напóлненной мыслями о свя́тости жизни.

Безпокоясь об ответственности, лежащей на родителях, она обращáла взор к Нéбу, моля́ просвети́ть её и дать ей силу - ребёнку передать любовь к добру и Бóгу...

«Во чрéве матери моей просвети́лся я», - говорит Августи́н. И это выражение - «во чрéве матери моей» - повторяется много раз в его «И́споведи».
После рождения его тотчас отнесли в церковь: обы́чая крести́ть детей тотчас после рождения тогда не было. Мóника просила записать сына хотя́ в число оглашéнных, «жáждавших крещéния». Опасаясь чужого дурнóго влияния, Мóника боялась доверить ребёнка нянькам и корми́лицам и оберегала его у своего сéрдца. «Я, - пишет Августи́н, - вкуси́л слáдость посвящéния в молоке матери».
Чтобы укрепить дитя́ в добре, Мýника просвещáла его Евáнгельскими рассказами, рассказывала о дрéвних пóдвигах любви и вéры. Она указала ему на Нéбо как на вы́сшую цель стремлéний, провела его по всем ступеням христианского познáния. Особенно много говорила она о том, как великá любовь Бóжия, как сошёл Он в я́сли бедным Слугóю нас грéшных, как, обагрéнный кровью, вознéсся на Крест грехóв наших рáдиИ́споведь», кн. 1, гл. 9]. И она так сродни́ла дýшу сы́на с Христóм, что много лет спустя&́, когда грех ужé завладел Августи́ном, «он не забывал лучезáрного Христóва ли́ка и бросал книгу, если не находи́л в ней и́мени Гóспода» [«И́споведь», кн. 3, гл. 4].

Сын вы́рос, и болото грехá, влияние соседнего мира завлеклó, затянýло его. Сам отец вёл его к грехý, стараясь оторвать от Гóспода. Он живёт, как сын блýдный, часто вдали́ от матери - у той осталось только одно средство влияния - моли́тва. И она мóлится.
И вот, заквáска, положенная Мóникой, оказалась такой сильной, что вся бурная жизнь Августи́на не смогла, по его словам, запятнáть начéртанный éю óбраз Христá. После блуждáний он всё же вернулся к Гóсподу, и́бо «не моглó поги́бнуть дитя́ стóльких слёз и такого попечéния...».

Как видите, простая женщина в тяжёлых условиях, однако, сумела ввести́ сына в храм Бóжий, привести́ его к поклонéнию Бóжьей вóле; что же может помешать нам?

Нужно только пóмнить, что детей нужно воспитывать для Цáрства Бóжия. Нужно пóмнить завéты святы́х отцóв. «Если вы хотите, - учат они, - чтобы дети вам вполнé повиновáлись, приучáйте их читать слово Бóжие. Вмéсто любви к и́грам, забáвам, наря́дам - научи́те их любить слово Бóжие».

Оберегáйте их от дурнóго общества. «Если родители принимают тщáтельные предосторожности, чтобы ни одна змея не ужали́ла их детей, то почему не должны́ были бы они прилагáть такое же старание к томý, чтобы испорченность мира не коснулась их детей, чтобы они не вкуси́ли из золотой чáши Вавилóна: Ведь нет я́да, который не преподносили бы, не смешáв его предвари́тельно с мёдом» [блажéнный Иероним].

«Не будем думать о том, - говорит Златоýст, - сколько мы нашим детям оставим денег и имýщества, но постараемся лучше внуши́ть им добродéтельное благочéстие». Наýчим их любить Христá, и тогда, хотя, может быть, жизнь помешает им бóдро идти по «пятнадцати ступеням» к Бóгу, то всё же, даже в глубинé падения не погаснет для них светлый маяк Христóва ли́ка и вы́ведет их на дорогу.

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project