епископ Михаил (Семёнов)

Угол Неба на земле

«Идите за Мной, открыты вам двери, положена вели́кая лестница

Наша жизнь - наверхý. Земная жизнь должна стрóиться по законам Нéба; та воля, которая «на небеси́», должна быть законом нашим на земле.
Этой мыслью должен быть проникнут каждый наш шаг, каждое наше движение.

Она должна одухотворя́ть нашу умственную работу; мы должны знать, что вы́сшее вéдение есть познание того пути, тех способов, какими мы поднимаемся по лестнице постепенного совершенствования к Богу и единéнию с Ним.

Она должна одухотворя́ть нашу волю, ставя для неё задачу: отобрази́ть и в семье, и в общественной жизни вéчный óбраз Бóжией Церкви - Нéбесного Сиóна, где светит Солнце - Христóс, Любовь вéчная. Где всё светло Любовью.

Надеяться на Нéбо? Жить Нéбом?
Но возможно ли это для человека, скованного цепями земли? - Возможно.

Стреми́ться из этого мира на Нéбо не значит рваться в безграничную высь тумáнных мечтáний. Нет, это, - прежде всего, войти внутрь себя, сделать Нéбом нашу сóбственную дýшу.

Разве она, душá наша, не есть сама по себе “нéбо”, части́ца бытия́ по самой сýщности неземнóго? У самого грóзного и грéшного из нас душа в своей сýщности, всё-таки, остаётся - под слоем наноснóй пыли и грязи - óбразом Вы́шнего.

Но есть ли она, по Писáнию, храм Святáго Дýха, жили́ще Бóжие?

И несчастие нашего существования в том, что мы живём в стороне от нашей души́, не прислушиваемся к тáйным голосам, которые говорят там, в глубине нашего дýха.

«Вам недостаёт не случая жить на небесáх, но желания сосредотóчиться, поискать Нéба, которое в нас», - говорит поэт.
Да, да. Мы забросили дýшу, не изучаем её, не знаем её, не беседуем с ней. Не стараемся освободи́ть её из плéна земнóго, плéна привычек, страстéй и мелких “дели́шек”.

В жизни каждого человека был день, когда перед ним отвéрзлось само Нéбо, и почти всегда с этого момента ведёт счёт своей жизни и́стинная духóвная ли́чность каждого человека.

В эти моменты формируется незри́мый и вéчный óбраз, которым мы, сами не зная, обращены́ к áнгелам...
В эти часы и минуты, когда в нас говорил голос Бóжий, когда мы горели чувствами любви к Бóгу, закону Егó и правде Егó, мы были вои́стину сынáми Нéба.

И жизнь в такие минуты была пóдлинной жизнью человека, сóзданного по óбразу Бóжию. Нужно было задерживать такие минуты, стараться сделать их настроение Пребывáющим, постоянным настроением души́.

Необходи́мо, чтобы каждый человек нашёл ли́чную возможность жить жизнью вы́сшей среди пыльной и тёмной действительности. Каждый из нас может, если хочет, отгороди́ть в суетé жизни неприкосновéнный заповéдный участок, в который он не допýстит мир и где будет отдыхать его душа от скýчных и шýмных песен земли́.

«Человеку нужно иметь место, куда пойти́», - говорит несчастный герой Достоевского, то есть, нужно место, где бы можно было отдохнýть, спасти́сь от одиночества.
Точно так же душé нужно, чтобы она не запылилась совсем, не стала “плотскóй”, не оземлéнила, свой душéвный уголок, где бы она жила человеческой жизнью; то есть, должно быть у каждого человека дело Бóжие, маленький кусочек Госпóдней ни́вы, который он должен любовно воздéлывать.
Один должен служи́ть делу просвещéния, другой - делу благотвори́тельности, третий - делу устроéния Цéркви, приходскóй жизни, но беззавéтно, прéданно и всецéло.
Только такой уголок спасёт дýшу от всецéлого погружéния в земную пыль, соберёт в ней божéственное и сделает её гóдной для Нéба. Инáче душа умрёт: она не может жить только прихóдо-расхóдными книгами или в вéчных бýднях трудá из-за хлéба.

Для чего даны нам праздники, о чём говорят они? В частности, прошедший праздник Вознесéния?
Праздник - это мост, переброшенный через мýтные вóлны жизни, по которому мы можем дости́гнуть другого бéрега. Праздник повелевáет всему мирскóму уступи́ть место духóвному, отложи́ть рáди блажéнного отдыха и свя́тости все земные труды́ и заботы. Он - проóбраз того вéчного дня, когда вéчная душá, если она не изменила Бóгу, облечéтся в одежду безсмéртного блажéнства и рáдости.
Наша душа, как лачýга кафра, полна идеáлов. Привы́чное дело, привы́чные интересы, бóльшей частью ни́зменные и земны́е, сковывают нас цепями. «Праздник - препятствие нашей врéдной лихорáдочной привязанности к мирски́м делам, серьёзно угрожающей духóвной жизни нашей души́» [В. Даль].

«Он родился человеком и сделался бакалéйщиком», - говорит одна французская надгрóбная нáдпись. Эта эпигрáмма хочет сказать, что жизнь, вся óтданная земле, отняла у человека дýшу, убила в ней всё человеческие поры́вы, всё свéтлое и божéственное.

Но праздников как дней, вырывающих нас из суеты́, мало. Нужно, повторяем, чтобы у каждого из нас было дело, достóйное Нéба, отрывающее от земли́.

Имейте на земле угол “Нéба”, и Госпóдь в бýдущей жизни примет вашу дýшу в своё “Нéбо”; дýши, которые ничего не знали здесь, на земле, - на Нéбо не взойдýт.

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project