епископ Михаил (Семёнов)

Вода живая

В четвёртой главе Евáнгелия от Иоáнна дан пример, как от живой воды - Святóго Дýха, нетлéнного сéмени - слов Гóспода, родился новый духóвный человек.

Госпóдь беседует с самаря́нкой у колодца. «Дай Мне пить», - говорит Он женщине. «Как Ты, будучи иудéй, просишь пить у меня, самаря́нки? И́бо иудéи с самаря́нами не сообщáются»,- отвечает самаря́нка. Исýс сказал ей в ответ: «Если бы ты знала дар Бóжий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить, - то ты бы сама просила бы у Негó, и Он дал бы тебе воду живую. Вся́кий, пьющий воду сию́, возжáждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вéчную».

Женщина долго не понимает таи́нственных слов; но вот, наконец, она поняла, что Пришéлец говорит о воде живой чи́стого учéния, об откровéнии Бóжией правды, о путях жизни. Поняла, что перед ней обещанный Искупи́тель, что словá Егó - живонóсный и цели́тельный истóчник.
И когда поняла, она жадно слушает Егó - ищет ответа на все недоумéния души́ своей. Мало тогó, бросая свой водонóс, спеши́т в город, чтобы сказать всем: «Спеши́те к живой воде... Торопи́тесь к Истóчнику».

Душа, жившая в грехé («пять мужей имела, и тот, кого ны́не имеешь, не муж тебе» - Ин. 4:18), сразу выпрямляется, как засохшая травка от дождя и жадно впитывает живую влáгу.

А вот около нас всегда вблизи́ живой колодец - святóе Евáнгелие. Отчего мы предпочитаем пить из вся́ких колодцев, иногдá грязных, иногдá отравленных, иногдá чи́стых, но не чудотвóрно цели́тельных, и так редко приходим к «ключý воды́ живой»?

* * * * * * *

В одном городе давны́м-давнó, когда ещё не было книг, среди́ площади стоял столб с надписями из Евáнгелия. И около столба всегда была толпа, жáждущая святóго слóва. Граждане учились здесь путя́м жизни. Считалось обязательным, чтобы дитя́, только что вы́учившееся разбирать буквы, должно было прочитать и запомнить все нáдписи на столбé.

Таковá была духóвная жáжда.

У нас святы́е словá всегда рядом, но мы предпочитаем, говоря словами одного проповéдника, столбу с живыми словами столб с объявлениями. В каждом ли доме есть Евáнгелие? В каждом ли доме его читают? Каждый ли день читают? И если читают, то с той ли жáждой научéния, как слушала Гóспода грéшная самаря́нка?

Новый Завéт. Завéт - это завещáние. Здесь наш Благодéтель, искупи́вший нас кровью Своею, завещал нам вели́кое сокрóвище спасéния; указал, как найти вели́кий клад, спрятанный на селе1 - Цáрство Бóжие.

Подумайте, как бы мы слушали завещáние родственника, завещáющего нам богáтство?

С трéпетом, с жáдностью.

Если бы нам оставили план мéста, где зарыто сокрóвище, мы изучали бы его день и ночь.

А здесь указано место драгоцéннейшей жемчужины - огромного и вéчного богáтства, которого и тля не тлит, и тáтие не подламывают и не крадýт. И завещáние это, этот план путей к сокрóвищу нам лень прочитать.

* * * * * * *

Агáрь с сыном в пýстыне. Они изнемогли от жáжды и ждут в отчаянии смерти. И отошла мать от умирающего сы́на. «И́бо, - она сказала, - не хочу видеть смéрти óтрока»... И подняла вопль, и плакала. И вот áнгел Бóжий воззвáл к Агáри...
- Не бойся... Подними óтрока и возьми его на руку.
И Бог открыл глаза её, и она увидела колóдезь с водою живою и пошла, наполнила мех водою и напои́ла óтрока...

Бог открыл глаза её...

О, если бы Госпóдь открыл глаза нам, изнемогáющим в безводной жизненной пустыне!

Мы полужи́вы, полумертвы́. Нет в нас живой силы и жизни, и нужна нам живая вода, чтобы пробуждáть в душе силу жить полной, свéтлой Христóвой жизнью.

Где эта вода?

Искать её не нужно... Нужно только открыть глазá, и... «вот колóдезь с живой водой перед нами».

Этот колóдезь - слóво Бóжие.

Чаще погружайтесь в эту святýю Вифéзду, и душá будет бóдрой и сильной. И развéется жизненная мгла, и свéтел станет путь к Бóгу.

Но я слышу голос: «Мы не бегаем Книги Книг, мы читаем её, и вот всё же не оживáет душá».

Может быть, вопрос в том, кáк читать?

Да, да к чтению нужно приступáть с благоговéнием и моли́твой... Чтобы слово Бóжие оживотвори́ло, нужно дýшу расположи́ть к вещáниям Гóспода. Если медицинские средства не действуют, когда óбраз жизни человека, его диéта не соответствует целям врачевáния, то кáк исцели́т сила слóва дýшу, всем стрóем своего бытия́ проти́вящуюся святóму влия́нию?

Нéкоторые люди подходят к Книге Книг только с любопытством, иногда с враждóй. Для них она закрывает свои страницы.
Другие подходят с душóй, отрáвленной до дна грехóм и нечи́стотой. Для таких, если они перед самым чтением не попытаются собрать все чи́стые силы дýха, и Би́блия может оказаться отрáвой.
Нечи́стое воображéние даже при взгляде на целомýдренную, чи́стоту Мадóнны может мы́слить нечи́стое. Оно и в Би́блии, здесь осóбенно, найдёт пи́щу грехý. Враждебная Бóгу мысль остановится только на смущáющем и соблазни́тельном, на тех страницах, которые иногдá странны для сознания, выросшего под свéтом христианства.

Поэтому, кто хочет найти воду живую, должен ставить вперёд побуждéние отдаться святóй волне слóва Бóжия доверчиво и покóрно. И тогда действие его будет чудотвóрно.

Один человек, после и́скренно и глубоко вéрующий, автор знамени́той книги «Путешéствие пилигри́ма», рассказывал о себе, что ещё в дни глубокого невéрия он часто читал Би́блию, но не сразу она явила силу свою. Состояние души́ его тогда было тяжко и пóлно отчáяния.
И вот тогда уже всплывало в душé какое-нибудь слово Писáния, и на два, на три часа давало ему бóдрость. И постепенно сила Божéственных слов рослá. Однажды мощь этих слов осóбенно захватила его. «Всё засия́ло в моём сердце живым светом и заставило замолчать все мучи́тельные мысли, какие раньше грызли меня, как свóра áдских собак».
Но долго ещё тьма боролась со свéтом, когда, наконец, наступила божéственная минута. Гроза пришла к концу... Цéпи упали... Душá нашла покóй...

А вот что пишет другой: «Я жил, не зная, зачем живу... И иногда не хотелось жить. Но вот однажды в тревóге, подóбной агóнии, я взя́лся за Свящéнное Писáние. Глаза мои упали на псалóм 38. И коснулось меня слово. Оно с такой силой пронизáло мою дýшу, точно Сам Бог моли́лся во мне. Душá, до сих пор изнывáвшая под тя́жестью, теперь возноси́лась на крыльях. На крыльях вéры... Я в первый раз уснул ми́рно и без кошмáров. А когда я на другой день взял Евáнгелие, всё в нём казалось мне нóвым».

Пусть слóво Бóжие не сразу открывает на нас святóе действие. Берите его в руки чáсто. И когда-нибудь срáзу откроются глазá ваши, и вы увидите: «вот истóчник воды живой». И он исцеля́ет от болезни и скóрби.

В прошлый раз мы говорили о рецепте знамени́того мéдика, который совéтует читать на ночь две главы́ Евáнгелия - это, по его мнению, даёт мир и покóй душé, будет лекарством от нéрвного расстрóйства.
Таким óбразом, даже гигиéна физического здоровья трéбует чтения слóва Бóжия.
Тем более необходи́мо онó для гигиéны сóвести, дýха.

Две главы утром и две вечером - вот лучший рецепт духóвного врачевáния.

Примечания:
1 Сокрóвищу, спрятанному в пóле, уподобля́ется Цáрствие Небéсное [Мф. 13:44] -
  Прим. автора.

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project