|
|
митрополит Белокриницкий Иннокентий (Усов)
В молодости погрешу, а в старости покаюсь.
Так думают и даже иногда говорят многие молодые люди. Но это самый вредный,
самый душепагубный самообман. Даже более - это мысль, навеваемая диаволом,
это его аркан, которым он уловляет и таскает за собой всех слушающих этого
коварного его внушения. Сколько таким образом погибло душ христианских,
исчислить невозможно.
Наблюдения над жизнью доказывают, что редко бывает, чтобы в старости человек
изменил свою жизнь к лучшему. Обыкновенно же, если смолоду человек привык
грешить, если его поработила какая-либо страсть, то он и до старости остается
ей верен, до самой смерти рабствует греху.
Кто смолоду привык пьянствовать или курить табак, или сквернословить,
тот и в старости это же делает. Каждому из нас приходилось видеть седовласых
старцев и пьянствующих, и курящих табак, и сквернословящих, и иная неподобная
творящих. Замечено даже, что
дурные привычки и греховные страсти к старости не только не ослабевают,
но ещё более усиливаются и укореняются.
Кто в молодости усвоил скупость и жадность к наживе, тот в старости будет
ещё скупее и жаднее. Кто в молодости привык быть расточительным, мóтом,
тот в старости будет ещё расточительнее. Кто смолоду был злым, сварливым,
обидчивым, жестокосердым самолюбцем, тот и в старости будет таким же, только
ещё в большей степени.
Даже те грехи и страсти, которые в старости человек не в силах творить,
не оставляют его, если он был порабощён ими смолоду, если не может их творить
делом, то старается удовлетворить свои влечения и страсти умом и мыслями.
Говорящие, что в молодых годах нагрешу, а в старости покаюсь, не иное
что делают, как собираются принести Бóгу Кáинову жертву, которую
Бог не принял потому, что она была принесена из худших плодов и, значит,
без надлежащего усердия.
Так и в данном случае.
Молодые годы, лучшую часть жизни намереваются употребить на службу диаволу,
а старые годы, худшую часть жизни - готовятся отдать Бóгу. Примет ли Бог
такую жертву? Допустит ли дожить до старости? Не большая ли часть рода
человеческого умирает, не достигнув преклонных лет? Если же и доживёт до
старости, то перестанет ли грешить? Если по немощи телесной некоторых
грехов и не станешь творить, то потому только, что не можешь. А это разве
добродетель? Разве ты оставишь грехи? Не грехи ли тебя оставят? Не имея
сил грешить в старых годах, не будешь также иметь сил и творить добрых
дел или даже покáяться. До покая́ния ли тогда, когда человек едва может
ходить, едва помнить свою прошедшую жизнь, а часто и совсем забывает не
только прошедшее, но и настоящее.
Конечно, бывают и исключения, случается, что и в старости исправляют
свою жизнь, каются в прежних грехах, и Бог принимает их покая́ние. Но такие
исключения не изменяют общего закона жизни, по которому жившему смолоду
безнравственно почти невозможно исправить себя в старости, как искривленное
смолоду дерево почти невозможно исправить, когда оно состареется.
Правда, благоразумный разбойник перед самой смертью покаялся и получил
райское блаженство. Но не надо забывать, что другой разбойник и пред смертью
не покаялся, и умирая, продолжал непростительно богохульствовать. Если ты вёл
жизнь разбойника или даже хуже разбойника, то спрашивается - кем окажешься
пред смертью? Благоразумным или злонравным разбойником? Чем можно доказать,
что пред смертью ты будешь каяться, а не продолжать грешить словами, а может
быть и делами? Кто поручится, что Бог приведёт тебя покáяться?
«Кто грешит в надежде на прощéние, тому нет прощения», - говорит
преподобный Ефрем Сирин. И справедливо. Ибо кто грешит именно потому,
что Бог милосерд, тот с умыслом злоупотребляет Божиим милосердием, выставляет
Бóга виновником зла и таким образом явно богохульствует. Таким нет прощения
не потому, что Бог не хочет простить их, а потому, что они обыкновенно почти
никогда не раскаиваются искренно.
Ввиду всего этого необходимо всеми силами и способами бороться с этим
диавольским внушением, что в молодости нагуляюсь, дам волю своим страстям и
влечениям, нагрешу сколько могу, а в старости буду жить хорошо, нравственно,
добродетельно и в прежних грехах и беззакониях покаюсь.
Бойтесь этой сатанинской душепагубной мысли, как яда, как огня негасимого,
в который она и приводит. Старайтесь приучить себя с молодых лет жить согласно
Закону Божию, поступать нравственно, творить добрые дела. Тогда и под старость
будет хорошо и приятно. Что посеешь смолоду, то самое и пожнёшь в старости и непременно
с хорошим урожаем. «Сеющии слезами радостию пожнут» [Пс. 125:5].
«Кто сеет ветер, тот пожнёт бурю» [см.: Ос. 8:7]. Посеешь пшеницу,
пшеницу и пожнёшь. Посеешь репейник, крапиву или другие какие сорные и вредные
растения, они и уродятся. А не другое что. Так и в жизни.
Чему желаешь выучиться, тому учись смолоду; а на старость откладывать обучение
или усвоение чего-либо прямо-таки и смешно, и глупо, и преступно. Желающий быть
ремесленником, художником, писателем, ученым и проч. станет ли откладывать на
старость обучение своему делу? А если отложить, то ничего из него и не выйдет.
Можно ли считать художником того, кто говорит: «Я под старость выучусь этому
делу»? Закажешь ли ты сапоги шить тому, кто собирается лишь в старости заняться
этим ремеслом? А нравственность, или добрые дела выше, необходимее и полезнее
всякого ремесла, всякого художества, всякой науки. Зачем же откладывать усвоение
нравственных поступков до старости?
Даже при постоянном упражнении в усовершенствовании нравственности трудно
удержатьсяна подобающей высоте, чтобы не погибнуть. Что же сказать о том,
кто постоянно упражняется во зле. «И если прáведник едва спасается,
то нечестивый и грешный где явится?» [1 Пет. 4:18].
Поэтому почти все святые угодники Божии начинали свои подвиги с молодых
лет. Преподобный Антоний Великий ушёл в пýстыню лет шестнадцати. Преподобные
Антоний и Феодосий Печерские также до двадцатилетнего возраста ушли в монастырь.
Святые Василий Великий, Григорий Богослóв и Иоанн Златоуст, известные вселенские
учи́ители, также с молодых лет, ещё до окончания высшего образования посвятили
себя на служение Бóгу. Таких примеров можно указать многое множество. Все эти люди
были действительно безупречной и высокой нравственности, великих духовных подвигов
и достойных удивления добродетелей.
Подражайте этим образцам нравственности, старайтесь уподобиться им,
насколько возможно и не слушайте внушений духа злобы, помня, что «супостат
ваш диавол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» [1 Пет. 5:8].
От него же да избавит вас Госпóдь Бог Своею благодатию и человеколюбием.
источник:
samstar
|
|
|