митрополит Белокриницкий Иннокентий (Усов)

В молодости погрешу, а в старости покаюсь.

Так думают и даже иногда говорят многие молодые люди. Но это самый вредный, самый душепагубный самообман. Даже более - это мысль, навеваемая диаволом, это его аркан, которым он уловляет и таскает за собой всех слушающих этого коварного его внушения. Сколько таким образом погибло душ христианских, исчислить невозможно.

Наблюдения над жизнью доказывают, что редко бывает, чтобы в старости человек изменил свою жизнь к лучшему. Обыкновенно же, если смолоду человек привык грешить, если его поработила какая-либо страсть, то он и до старости остается ей верен, до самой смерти рабствует греху.
Кто смолоду привык пьянствовать или курить табак, или сквернословить, тот и в старости это же делает. Каждому из нас приходилось видеть седовласых старцев и пьянствующих, и курящих табак, и сквернословящих, и иная неподобная творящих. Замечено даже, что дурные привычки и греховные страсти к старости не только не ослабевают, но ещё более усиливаются и укореняются. Кто в молодости усвоил скупость и жадность к наживе, тот в старости будет ещё скупее и жаднее. Кто в молодости привык быть расточительным, мóтом, тот в старости будет ещё расточительнее. Кто смолоду был злым, сварливым, обидчивым, жестокосердым самолюбцем, тот и в старости будет таким же, только ещё в большей степени.
Даже те грехи и страсти, которые в старости человек не в силах творить, не оставляют его, если он был порабощён ими смолоду, если не может их творить делом, то старается удовлетворить свои влечения и страсти умом и мыслями. Говорящие, что в молодых годах нагрешу, а в старости покаюсь, не иное что делают, как собираются принести Бóгу Кáинову жертву, которую Бог не принял потому, что она была принесена из худших плодов и, значит, без надлежащего усердия. Так и в данном случае.

Молодые годы, лучшую часть жизни намереваются употребить на службу диаволу, а старые годы, худшую часть жизни - готовятся отдать Бóгу. Примет ли Бог такую жертву? Допустит ли дожить до старости? Не большая ли часть рода человеческого умирает, не достигнув преклонных лет? Если же и доживёт до старости, то перестанет ли грешить? Если по немощи телесной некоторых грехов и не станешь творить, то потому только, что не можешь. А это разве добродетель? Разве ты оставишь грехи? Не грехи ли тебя оставят? Не имея сил грешить в старых годах, не будешь также иметь сил и творить добрых дел или даже покáяться. До покая́ния ли тогда, когда человек едва может ходить, едва помнить свою прошедшую жизнь, а часто и совсем забывает не только прошедшее, но и настоящее.
Конечно, бывают и исключения, случается, что и в старости исправляют свою жизнь, каются в прежних грехах, и Бог принимает их покая́ние. Но такие исключения не изменяют общего закона жизни, по которому жившему смолоду безнравственно почти невозможно исправить себя в старости, как искривленное смолоду дерево почти невозможно исправить, когда оно состареется.
Правда, благоразумный разбойник перед самой смертью покаялся и получил райское блаженство. Но не надо забывать, что другой разбойник и пред смертью не покаялся, и умирая, продолжал непростительно богохульствовать. Если ты вёл жизнь разбойника или даже хуже разбойника, то спрашивается - кем окажешься пред смертью? Благоразумным или злонравным разбойником? Чем можно доказать, что пред смертью ты будешь каяться, а не продолжать грешить словами, а может быть и делами? Кто поручится, что Бог приведёт тебя покáяться?

«Кто грешит в надежде на прощéние, тому нет прощения», - говорит преподобный Ефрем Сирин. И справедливо. Ибо кто грешит именно потому, что Бог милосерд, тот с умыслом злоупотребляет Божиим милосердием, выставляет Бóга виновником зла и таким образом явно богохульствует. Таким нет прощения не потому, что Бог не хочет простить их, а потому, что они обыкновенно почти никогда не раскаиваются искренно.
Ввиду всего этого необходимо всеми силами и способами бороться с этим диавольским внушением, что в молодости нагуляюсь, дам волю своим страстям и влечениям, нагрешу сколько могу, а в старости буду жить хорошо, нравственно, добродетельно и в прежних грехах и беззакониях покаюсь.
Бойтесь этой сатанинской душепагубной мысли, как яда, как огня негасимого, в который она и приводит. Старайтесь приучить себя с молодых лет жить согласно Закону Божию, поступать нравственно, творить добрые дела. Тогда и под старость будет хорошо и приятно. Что посеешь смолоду, то самое и пожнёшь в старости и непременно с хорошим урожаем. «Сеющии слезами радостию пожнут» [Пс. 125:5]. «Кто сеет ветер, тот пожнёт бурю» [см.: Ос. 8:7]. Посеешь пшеницу, пшеницу и пожнёшь. Посеешь репейник, крапиву или другие какие сорные и вредные растения, они и уродятся. А не другое что. Так и в жизни.

Чему желаешь выучиться, тому учись смолоду; а на старость откладывать обучение или усвоение чего-либо прямо-таки и смешно, и глупо, и преступно. Желающий быть ремесленником, художником, писателем, ученым и проч. станет ли откладывать на старость обучение своему делу? А если отложить, то ничего из него и не выйдет. Можно ли считать художником того, кто говорит: «Я под старость выучусь этому делу»? Закажешь ли ты сапоги шить тому, кто собирается лишь в старости заняться этим ремеслом? А нравственность, или добрые дела выше, необходимее и полезнее всякого ремесла, всякого художества, всякой науки. Зачем же откладывать усвоение нравственных поступков до старости?

Даже при постоянном упражнении в усовершенствовании нравственности трудно удержатьсяна подобающей высоте, чтобы не погибнуть. Что же сказать о том, кто постоянно упражняется во зле. «И если прáведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» [1 Пет. 4:18].
Поэтому почти все святые угодники Божии начинали свои подвиги с молодых лет. Преподобный Антоний Великий ушёл в пýстыню лет шестнадцати. Преподобные Антоний и Феодосий Печерские также до двадцатилетнего возраста ушли в монастырь. Святые Василий Великий, Григорий Богослóв и Иоанн Златоуст, известные вселенские учи́ители, также с молодых лет, ещё до окончания высшего образования посвятили себя на служение Бóгу. Таких примеров можно указать многое множество. Все эти люди были действительно безупречной и высокой нравственности, великих духовных подвигов и достойных удивления добродетелей.
Подражайте этим образцам нравственности, старайтесь уподобиться им, насколько возможно и не слушайте внушений духа злобы, помня, что «супостат ваш диавол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» [1 Пет. 5:8]. От него же да избавит вас Госпóдь Бог Своею благодатию и человеколюбием.

источник: samstar

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project