«Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Выпуск 10 (октябрь 2015)

«ПОКАЖИ МНЕ ВЕРУ ТВОЮ ОТ ДЕЛ ТВОИХ»

Християнин - звание высокое и ответственное. Мы не должны́ об этом забывать ни в один момент своей жизни. Быть християнином - значит исполня́ть Бóжии зáповеди без лéности и рóпота, с любовью.
Современному человеку, погрязáющему в житéйской суетé, в стремлении к плотскóму комфорту и преходящим “радостям жизни”, бывает нелегко привыкать к óбразу жизни христианина. И для многих камнем преткновéния являются посты́, даже самые крáткие, одноднéвные посты́ среды́ и пяткá1.

Пост среды́ и пяткá установлен святы́ми апóстолами в память о страданиях Христóвых. Вот что написано дрéвними: «Если кто не исполняет сегó (постá среды́ и пяткá), то такой лóжно называется христиани́ном, поскольку он ни горя́ч, ни хóлоден. И́бо в эти два дня, за исключением мясопýста (сплошны́х седмиц), повелевáется христианам воздерживаться не только от мяса, но и от рыбы и масла (растительного), потому что в среду было совещание на убийство Христá, а в пятóк был распят Госпóдь наш Исýс Христóс, и подобáет печалиться рáди страданий Христóвых, кроме тогó случая, когда будет праздник в честь Гóспода или Пресвятóй Богорóдицы, или святы́х апóстол: и́бо праздник есть радость, а не печаль» [книга «Златоýст», слово 11].

Святы́е апóстолы своим 69-м прáвилом строго заповéдали всем християнам пости́ться в среду и пятóк: «Если какой-то епи́скоп, или пресви́тер, или диáкон, или иподиáкон, или чтец, или певец, не пости́тся во святýю четыредеся́тницу пред Пáсхою, или в среду, или в пятницу, кроме препя́тствия от нéмощи телéсной: да будет извéржен. Если же мирянин: да будет отлучён».

Премýдрый толковáтель святы́х прáвил Феодор Вальсамóн, патриáрх Антиохийский, пишет на это прáвило: «Сорокадневный пост пред Пáсхою прéжде предан Гóсподом, Который пости́лся такое число дней; потóм - и Святы́ми Апóстолами в настоящем прáвиле. И́бо прáвило говорит: если какой верный не пости́лся в святýю четыредеся́тницу пред Пáсхою, и во вся́кую среду и пятóк (и́бо и в эти дни, подóбно святóй четыредеся́тнице, нам определено сухоядéние); то, если он кли́рик, должен подлежать извержéнию; а если мирянин, должен подлежать отлучéнию. Исключи́ мне боля́щих. И́бо если они разрешат на рыбу, будут удостóены снисхождéния. На мясо же никто не должен разрешать ни в какую среду и пятóк, кроме пасхáльных и других, в которые разрешается, хотя бы находился при последнем издыхáнии».

Итак, даже больной, приблизившийся к смерти, не имеет прáва вкушáть скорóмного в среду или пятóк, но для него позволительны рыба и растительное масло. А кто сегó прáвила не хочет исполнять, подлежи́т отлучéнию, и́бо, по выражению святи́теля Афанасия Великого, такой человек духóвно «распинáет Христá».

Стрáшно такое выражение для вéрующей души́! Но оно вполнé справедливо:
«Нéкоторые, придерживаясь правослáвной вéры, но не исполняя Бóжиих зáповедей, думают, бýдто спасýтся одною вéрой; а другие, проводя жизнь прáведно, но пренебрегáя вéрой, ожидают спасéния, будто дóлжной награды, - и те, и другие не обретáют Цáрства Бóжиего.
Нéкто спросил у стáрца: “Как побеждают нас бéсы?
”. И тот ответил: “Наша душа - дерево, а топор - бесы, а топори́ще - наша воля, которой мы посекáемся”.
Если кто в среду и пятóк пости́тся, принимая один раз в день пи́щу: хлеб и воду или плоды́ земны́е, - то когда придёт áнгел за этой душой и ведёт её на третье небо, тогда встречают её áнгелы Среда и Пятóк и говорят: “О душа! Радуйся, и́бо ты много для нас потрудилась на земле!”.
Если же какой-то человек не пости́лся в среду и пятóк, даже если и был добродéтелен, то когда придёт áнгел за этой душой и ведёт её на небо, и встречают её áнгелы Среда и Пятóк, говорят ей: “О, бéдная душа! Зачем ты не пости́лась в среду и пятóк на хлебе и воде и земны́х плодáх, один раз в день? Ведь в среду июдéи сотвори́ли совещание против Христá, а в пятóк - распяли Егó. Потому каждому християнину не подобáет в среду и в пятóк есть мáсла и молокá, кроме разрешённых Цéрковью дней”.»
[книга «Златоýст», поучéние в понедельник 3-й недели постá «О устáве жития́ христиáнскаго»].

Посмотрим на пример дрéвних и недавно живших святы́х: все они пости́лись в среду и пятóк, а многие - и горáздо бóльше.
Есть и ны́не немало христиан, которые не только среду и пятóк соблюдают пóстными, но добавляют к этому ещё и третий день, понедельник, - для сугýбого пóдвига. По правилам Номоканóна, если человек “понедéльничает”, ему значительно сокращается срок епитимии за грехи́.
Для и́нока пости́ться в понедельник обязательно, а для мирянина это дополнительный пóдвиг.

Традиция “понедéльничания” известна с дрéвности. Вот замечательный случай, описанный в «Волоколамском патерикé» со слов преподобного Иосифа Вóлоцкого:
«Когда была Ордá, называемая “Золотóй”, рáди наших грехóв около Русской земли, взяли в плен двух детей боя́рских христианской вéры, двух родных братьев.
Один из братьев по понедельникам пости́лся, не ел скорóмного. Когда злые те кочéвники стали принуждáть их есть свою пищу, они, не покори́вшись, один день терпели голод, а на другой день один из братьев не мог терпеть, стал есть их пищу. Другой же брат, который пости́лся по понедельникам, не покори́лся им, был голодным. И они начали его бить и принуждáть к приня́тию их пищи; он же три дня голодал и страдал от ран, но им не покори́лся.
Вечером кочéвники, ви́дя его твёрдость и терпение, связали пленника и бросили под телегу. Он же моли́лся и стóйко переносил боль. И около полýночи яви́лся к нему человек свéтлый и сказал ему: “Встань!”. Он же отвечал: «Как мне, господи́н, встать, если свя́зан я крéпко?». Тот же повторил ему: “Встань, не бойся!”. Юноша начал вставать, и неожиданно всё, чем он был связан, разрýшилось; и, когда он встал, свéтлый тот человек сказал ему: “Не бойся, иди за мною”. Когда они шли через безбóжное то кочéвье, то видели, как в ночи кочéвники по их скверной вéре творя́т грехóвные делá, говоря: “Бог, мол, спит”, - и пьют без мéры, и во вся́кую сквéрну язы́ческую впадают. Юноше стало стрáшно, и сказал ему тот свéтлый: “Не бойся, только слéдуй за мной”. И так прошли они сквозь все безбóжное то кочéвье невреди́мыми. И как вышли из лю́дного мéста, увидели стоя́щее дерево. Тот свéтлый приказал юноше влезть на дерево и сказал: “Никого не бойся, только молчи́». Он же спросил его: “Ты кто, господи́н?”. И ответил ему свéтлый: “Я понедельник”, - и исчез. Юноша, пребывáя в вели́кой рáдости и стрáшном волнении, сидел на дереве и смотрел на кочéвье язы́чников.
Когда же хвати́лись те злые кочéвники сына боя́рского, обнаружив, что под телегой никого нет, они схватили его брата и начали его бить, говоря: “Ты, мол, брата освободи́л”. И избили его, и связали по рукам и ногам, и продéли сквозь них палку, и стали на огне печь, как паля́т свиней, и сожгли его.
Когда же рассвело, то кочéвье двинулось вперёд, и никто из людей не посмотрел на верх дéрева. Юноша же слез с дéрева, вышел на Русскую землю и пошёл не к родным, а в Пафнýтьев монасты́рь, и постригся, и всем рассказал это.
»
Итак, Понедельником назвáлся Бóжий áнгел, посланный на помощь тому брату, который пости́лся по понедельникам.

И среда и пятóк тоже имеют своих Áнгелов, как говорится в поучéнии Чи́на венчáния: «Среду же и пятóк весьмá почитáйте, и́бо это два Áнгела Бóжиих».
Эти áнгелы помогают душé умершего христианина, почитáвшего их при жизни постóм, отбиться от бесóвского нападéния на воздушных мытáрствах, где бéсы обвиняют дýшу в грехáх, стремясь заполучи́ть её в свою власть и низри́нуть во áдову прóпасть.
Эти áнгелы сопровождают даже и тело умершего до мéста погребéния, если он почитáл среду и пятóк: «Об áвве Пахомии говорили, что однажды тело умершего несли по дороге. Встретив погребáльное шéствие, áвва Пахомий увидел двух Áнгелов, сопровождающих мёртвого сзади одра, и размышляя о них, просил Бóга, чтобы Он открыл ему касáтельно их. И подошли óба Áнгела к нему, он же их спросил: “Зачем вы, бýдучи Áнгелами, сопровождаете мёртвого?”. И сказали ему Áнгелы: “Один из нас - Áнгел среды́, другой - пяткá. И поскольку до тех пор, пока не умер он, душа его не переставала пости́ться в среду и пятóк, то мы сопровождаем это тело. Так как даже до смерти своей сохранял он пост, то и мы прославля́ем его, дóбре подвизáвшегося для Гóспода.”» [Дрéвний патери́к].

Итак, Госпóдь высоко ценит этот пóдвиг - пост среды́ и пя́тницы. И хотя мы все обязаны его соблюдать как дóлжный закон, Он воздаёт за это как за добровóльное страдáние рáди Негó.
Госпóдь и пости́лся за нас, и на Крест взошёл, - нам ли теперь отказываться от такого мáлого пóдвига - постá среды́ и пяткá!

У людей, недавно пришедших в Цéрковь, нередко возникает вопрос: как правильно отсчитывать время этого мáлого постá? Ведь в новообря́дчестве, где они раньше были, на сей счёт имеются самые различные мнения: кто считает, что надо начинать пост с 18 часов вторника, а есть скорóмное - с 18 часов среды; кто говорит - с 20.00 вторника до 20.00 среды́… А нéкоторые придумывают, что надо начинать есть пóстное после павечéрницы во вторник, а скорóмное - после павечéрницы в среду. Подóбно разсуждают и о постé пяткá, начиная разговля́ться в пятницу вечером.
Такие люди на сáмом деле не имеют ни одного пóстного дня в неделю, и́бо они едят скорóмное во вторник и четверг днём, а в среду и пятóк - вечером, и остальные дни не постя́тся. Тем самым нарушается апóстольское прáвило, такие христиане подлежáт отлучéнию, а áнгелы Среда и Пятóк оскорбля́ются ими, пусть и по невéжеству.

В оправдание такие люди говорят, что церкóвная служба среды́ начинается во вторник вечером, а четверга - вечером в среду. Поэтому, они полагáют, и пища должна станови́ться скорóмной не утром четверга или суботы, а наканýне, то есть вечером среды́ или пяткá. Причём, ни на одну книгу, где такое было бы написано, не ссылаются, полагáясь только на свой рáзум. Однако это заблуждéние полностью противорéчит церкóвному устáву. Ведь, посмотрите в устáве: вечером пóстного дня там указано вкушáть и́менно пóстную пищу, а не скорóмную, даже если на следующий день будет вели́кий праздник.
Вот что пишет сборник церкóвных прáвил Номоканóн: «Прáвило 224. Вéдомо же бýди и сиé, я́ко разрешается пост среды́ и пяткá, на рыбы всего лéта, тóчию в Госпóдьския праздники, и Богорóдицы. Áще ли случится навечéрие сим праздником, в среду, или в пятóк, не разрешается пост в вечер, утрешняго рáди праздника… Разрешаютжеся во всей Пятьдеся́тнице, срéды и пятки́, на рыбу, и масло и вино… В праздники же святы́х апóстол, и святы́х мýченик, и святи́телей, не разрешаем на рыбу, áще случи́тся в среду, и пятóк, тóчию на масло и вино, больше же ничтó же. Обáче по разсуждéнии настоя́теля невозбрáнно. Рыбы же ямы, на Рожествó Предтéчево, а в другии же еговы праздники никáкоже, тóчию масло и вино. Тáкожде и в день верхóвных апóстол Петрá и Пáвла: разрешаем на рыбу, я́ко же глагóлет святы́и Феодор Студи́т во своéм устáве».

Итак, вечером в среду или пятницу не только мясо, но даже и рыбу вкушáть не позволя́ют прáвила, даже рáди завтрашнего вели́кого праздника, тем пáче - рáди простых четверга или суботы.
В самом деле, не назовём ли нарушителем постá тогó, кто вечером в Вели́кую Субóту начнёт есть скорóмное рáди наступающей завтра Пáсхи? Так и вечером в среду и пятóк разговля́ться не подобáет.

Ещё хуже делают те, которые разговля́ются после павечéрницы в среду или пятóк, и́бо от начала павечéрницы и до отпýста литурги́и следующего дня святы́е прáвила возбраня́ют не только есть что-либо, но даже и воду пить (питьё воды после павечéрницы разрешается только тем больным, кому это необходимо по телéсной нéмощи)2.

И́нок, вкуси́вший пищи после павечéрницы, изря́дно наказывается, по 105-му прáвилу Номоканóна: он должен зáново прочесть павечéрницу, а после этого пости́ться сухоядéнием в течение семи́ дней, ежедневно совершая по 200 земны́х поклóнов.
Если же необходи́мая нуждá заставила его поесть после павечéрницы, и́нок обязан прочесть павечéрницу повтóрно, и после неё ужé пищи не вкушáть.
Это прáвило ясно показывает, что разговля́ться после павечéрницы в среду и пятóк недопусти́мо.
Христиане, не являющиеся и́ноками, за вкушéние пищи после павечéрницы не подлежáт недельной епити́мии, но и им подобáет читать павечéрницу зáново. Так делал и священномýченик Аввакум протопóп, который после павечéрницы, совершённой в цéркви, поужинав дóма, со всеми домашними снóва моли́лся павечéрницу, а после неё - прáвило к причащéнию.

Итак, пост среды́ и пяткá совпадает с астрономическими сутками, а не с богослужéбным сýточным крýгом.
А вкушéние пищи после павечéрницы нечести́во самó по себе, тем пáче если в среду или пятóк вечером едят скорóмное.

Пост среды́ и пяткá - это может только показаться чем-то “малозначи́тельным”, ведь если человек не хочет для Бóга соблюсти́ даже таких “мелочéй”, то как он испóлнит какую-либо другую зáповедь, требующую бóльшего пóдвига? Ведь сказано Гóсподом: «Верный в мáлом и во мнóгом вéрен, а невéрный в мáлом невéрен и во мнóгом» [Лук. 16:10].

Да поможет нам всем Госпóдь не просто именовáться христианами, но и делами своими этому званию соотвéтствовать. Бóгу нашему слáва, н́ыне и пр́исно, и вó веки векóм. Ам́инь.


* * * * * * *


Примечания:
1 Пя́тницы (славянск.)
2 Лишь во время всéнощного бдéния, перед ексапсамáми, в зимнее время, позволялось на слýжбе вкушáть освящéнные хлéбы (пóстные!), летом же - не дозволя́лось, поскольку летом ночи короткие, и ексапсалмы́ читались ужé после полýночи, когда вкушáть даже эту святы́ню непозволи́тельно.

 

 


ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
 
 
   
 
 
Flag Counter
 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика Рассылка сайта 'Чёрный монах'
Студия ARST Project