«Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Выпуск 10 (октябрь 2015)

святитель Григорий Палама

БЕСЕДА В НЕДЕЛЮ МИРОНОСИЦ

В НЕЙ ЖЕ ГОВОРИТСЯ ТАКЖЕ И О ТОМ,
ЧТО БОГОРОДИЦА ПЕРВОЙ УЗРЕЛА ГОСПОДА, ВОСКРЕСШЕГО ИЗ МЕРТВЫХ

святитель Григорий Палама Воскресéние Госпóдне является обновлéнием человеческого естествá и оживлéнием и возсоздáнием, и возвращéнием к безсмéртной жизни первого Адáма, который чрез грех был поглощён смертью, и смертью снова отошёл в землю, из которой был сóздан.
Как тот в начале, бýдучи сóздан и приведён в жизнь, никого не видел из людей, и́бо в тот час кроме негó не было ни одного человека; пóсле же тогó, как при́нял дух жизни, чрез дуновéние Бóжие, первою из всего другого он увидел женщину, и́бо Éвва была первым пóсле него человеком; так и Втóрый Адáм, Котóрый есть Госпóдь, возстáвши из мéртвых, никого не видел из людей, и́бо из Егó бли́зких никто не присутствовал [при этом], а стерегýщие гроб вóины, охвáченные стрáхом, - омертвéли; по Восстáнии же Он увидел пéрвою из ины́х людей, Женщину, как мы это слышали, когда сегодня благовествовáл Марк: «Воскрéс же, - говорит, - Исýс заýтра в пéрвую субóту, яви́ся прéжде Мáрии Магдалы́ни» [Мк. 16:9].

Из скáзанного представля́ется, бýдто Евнгели́ст я́сно указывает и час, когда Госпóдь воскрéс, т. е., - “заýтра”, и что в тот же сáмый час Воскресéния Он сначала яви́лся Мáрии Магдалы́не.
Однако не это он говорит, как для разумевáющих станет ясно немного дáлее. И́бо немного выше и он, согласýясь с прóчими Евангели́стами, говорит, что эта Мáрия приходила и рáнее с прóчими Миронóсицами на Гроб [Христá], и увидев его [пусты́м], ушла; отсюда я́вствует, что Госпóдь воскрéс горáздо рáнее наступления утра, когда она увидела его (Гроб).
Обозначая же то время, он не просто сказал “заýтра”, как выше, но - «зелó рáно»; следовательно, он указывает здесь не на восход солнца, но говорит, что в то время был слабый, предшéствующий восходу солнца, свет. Обозначáя это, и Иоáнн говорит, что Мария Магдалы́ня пришла рáно, когда было ещё темнó, и увидела, что камень отвáлен от Грóба [Ин. 20:1]. Но только тогда она не вошла сама во Гроб (пещéру Грóба Госпóдня), соглáсно повествовáнию Иоáнна, но отошла от Грóба, не увидев Гóспода; потомý что она побежала и пришла к Петру и Иоáнну, и возвести́ла им не о Воскресéнии Гóспода, но о том, что Он - взят от Грóба; так как она отню́дь не знала ещё о Воскресéнии.
Гóсподу не было угóдно просто яви́ться в первый час, но по прошéствии первого чáса дня.

То, что не столь ясно возвещенó Евнгели́стами, то я раскрою вашей любви.

Итáк, благовéстие о Воскресéнии Гóспода, первая из всех людей - что было подобáющим и справедли́вым - прияла от Гóспода Богорóдица, и прéжде всех Она увидела Егó воскрéсшим, и наслади́лась Егó Божéственной речью, и не только ýзрела Егó очáми, и услышала Своими ушами, но и первая и единственная ухватилась за Егó пресвяты́е нóги, хотя все это откры́то не говорится Евнгели́стами, по причине нежелания приводи́ть Мáтерь во свидéтельство, чтобы не дать невéрным пóвода к сомнéнию [в Воскресéнии Госпóднем].
Но так как ны́не, по благодáти Воскрéсшего, мы говорим слово к вéрным, а торжествó вводит предмет для обсуждения дея́ний Миронóсиц, то получив слово от Тогó, Кто сказал: «Ничтóже сокровéнно будет, éже не открыется», - то и это будет явлéнным.

* * *

Итáк, Миронóсицы - это были те жéны, которые послéдовали с Мáтерию Госпóдней, и сопредстоя́ли во врéмя Страстéй Спаси́телю, и аромáтными составами приготовили тéло Госпóдне для погребéния. И́бо когда Иóсиф и Никоди́м попросили и приняли от Пилáта Влады́чнее Тéло, и сняли с Крестá, и обви́в намащéнными аромáтами плащани́цами, положили в кáменном Грóбе, и приложили к дверям Грóба вели́кий кáмень, то, соглáсно Евангели́сту Марку, при этом присутствовали, созерцáя это, Мáрия Магдалы́ня и другая Мари́я, сидя прямо против грóба. Чрез изречéние «и другая Мари́я» он обознáчил, конечно, Богорóдицу. Она также именуется и Мáтерию Иáкова и Иосии, и́бо они родились от Иóсифа Обрýчника.
Не только они предстоя́ли, созерцáя, когда погребáли Гóспода, но были и ины́е жéны, как повествýет Лукá: «Во след же шéдшия жéны, яже бя́ху пришли с Ним от Галилéи, видевше Гроб, и я́ко положено бысть Тело Егó; бя́ше же Магдалы́ни Мáрия, и Иоáнна, и Мари́я Иáковля, и прóчия с ними» [Лк. 23:55, 24:10]. «Возврáщшежеся, - говорит, - уготоваша аромáты и ми́ро» [Лк. 23:56]; потому что они не отдавали себе я́сно отчёта в том, что Он - и́стинное Благоухáние жизни для тех, кто с вéрою к Немý приходит, как и зáпах смерти для тех, кто упóрно пребывáет в невéрии, и что благоухáние одежд Егó, то есть, Егó тéла, выше всех аромáтов, и имя Емý - Ми́ро Излия́нное, которым и вселéнную Он испóлнил Божéственного благоухáния. Но они приготовляют ми́ро и аромáты, как для тогó, чтобы почти́ть Погребéнного, так и для заглушéния зáпаха от тлéющего тéла, думая чрез помáзание тéми сохрани́ть егó.

Жены Мироносицы - Русская икона -ок 1497 г Итáк, они уготовáли ми́ро и аромáты; в Субóту находи́лись в покóе, соглáсно [ветхозавéтной] зáповеди: и́бо ещё не пришла и́стинная Субóта, и они не познáли ещё ту преблагословéнную Субóту - преведéние нашего естествá от áдских бездн на светозáрную и божéственную и небéсную высотý.

«Во еди́ну же от субóт, зелó рано, прии́доша на Гроб, нося́ще я́же уготоваша аромáты», как говорит Лукá [Лк. 24:1].
Матфéй же говорит: «В вечер же субóтныи, свитáющи во еди́ну от субóт» [Мф. 28:1], и указывает, что две жéны были пришéдшие.
А Иоáнн: «Ещé сýщей тме» [Ин. 20:1], и говорит, что пришла одна Мáрия Магдалы́ня.
Марк же: «Зелó заýтра во еди́ну от субóт»1 [Мк. 16:2], и говорит, что было три пришéдших женщины.

То, что Пáсха была в первый день после субóты, это утверждáют все Евнгели́сты. Относи́тельно же времени они так говорят: «По вечéри субóтней», и «рáно утром» и «óчень рáно» и «рáно, когда было ещё темнó» и около тогó времени, когда свет смéшивается с темнотóй, т. е., когда на горизонте начинала сия́ть заря́, предвозвещáя день. Если бы кто желáл уточни́ть время, то цвет нéба начинает меняться около девятого чáса нóчи, так что, до наступления дня остаётся цéлых три часá.
Видится же, что Евнгели́сты имеют разноглáсие не столько относительно времени прихода на Гроб Жен Миронóсиц, сколько относи́тельно числá жéн. И́бо, как я сказал, Миронóсиц было мнóго, и не все вмéсте, но два и три раза они приходили ко Грóбу, и в группах не были те же сáмые ли́ца. Все они пришли при наступлéнии ýтра, но не все в тóчно то же сáмое время.
Магдалы́ня одна из всех снова пришла и дóльше пребывáла [у Грóба Христá]. Нéкоторые Евнгели́сты, минýя других пришéдших, упоминáют её одну из всех. Но, как я заключаю и суммирую из всех Евнгели́стов, как я ужé и раньше сказал, первая из всех пришла на Гроб Сы́на и Бóга - Богорóдица, вместе с Мáрией Магдалы́ней. И этому мы научáемся осóбенно от Евнгели́ста Матфéя: «Прии́де, - говорит, - Мария Магдалы́ни, и другая Мари́я, ви́дети Гроб. И се трус бысть велий: Áнгел бо Гóсподень сшéд с небесé, пристýпль отвали́ камень от двéрий Грóба, и седя́ше на нéм. Бе же зрак егó я́ко мóлния, и одея́ние егó бело я́ко снег. От стрáха же егó сотрясошася стрегýщии, и бы́ша я́ко мéртви» [Мф. 28:1-4].

* * *

Итáк, все жéны пришли после землетрясéния и бéгства стрáжи, и нашли́ Гроб отвéрстым, и камень отвáленным, но когда предстáла Мать Дéва, тогда было землетрясéние и отвáливался камень, и Гроб отверзáлся, и стрáжники присýтствовали, хотя́ и были потрясены́ ýжасом, так что после землетрясéния, придя́ в себя, немéдленно устреми́лись в бéгство.
Богорóдица же, не испы́тывая стрáха, обрáдовалась, ви́дя происходя́щее.

Я думаю, что рáди Неё первой Живонóсец открыл óный Гроб. Чрез Неё первую, и чрез Неё откры́л нам всё, что на небесáх ввы́си и что на земле дóлу.
И рáди Неё Он послал Áнгела, дáбы он возсия́л как мóлния, так чтобы пока ещё было темнó, благодаря́ оби́льному свету Áнгела, Она бы увидела не только пустой гроб, но и плащани́цы, полóженные в порядке и многообрáзно свидетельствующие о Воскресéнии Погребéнного. Благовéстником же [Воскресéния] был тот же Áнгел Гаврии́л. И́бо тот, кто вначáле сказал Ей: «Не бойся, Мариáм, обретé бо благодáть от Бóга» [Лк. 1:30], - тот же, когда увидел Её пришéдшую на Гроб, и теперь поспешáет и нисхóдит вновь возвести́ть Приснодéве то же сáмое, и благовести́ть Воскресéние из мéртвых Роди́вшегося от Неё безсéменно, и отвали́ть камень, и показать пустóй гроб и погребáльные покрóвы, и таки́м óбразом сделать для Неё благовéстие достовéрным.

«Отвещáв, - говори́тся, - Áнгел, речé женáм: не бóйтеся вы, Исýса ищете рáспятаго. Возстá, нéсть зде. Се место, идéже положи́ша Гóспода» [Мф. 28; Мк. 16]. «И́бо хотя, - говорит Áнгел, - вы видите стрáжей, потрясéнных ýжасом, но вы не бóйтесь, и́бо я знаю, что вы ищете рáспятого Исýса. Он возстáл. Егó нет здесь. Потому что Он не только не мог быть задéржанным заклéпами, верéями и печáтями áда, смерти и грóба, но Он - Госпóдь нас, безсмéртных, небéсных Áнгелов, и только Он есть Госпóдь всегó». «Ви́дите мéсто, - говорит, - iидéже лежá Госпóдь. И скоро шéдше рцы́те Ученикóм Егó, я́ко востá от мéртвых». «Изшéдше же, - говорится, - со стрáхом и рáдостно вéлиею» [Мф. 28:6-8].

Мне ещё кáжется, что страх ещё имели Мария Магдалы́ня и к томý времени пришéдшие прóчие жéны потомý, что они не поняли значéния слов Áнгела, не были в силах пóлностью восприня́ть свет, чтобы я́сно увидеть и разумéть, а Богорóдица воспринялá вели́кую рáдость, разумевáя то, что было возвещенó Áнгелом, и вся стала как свет, как весьмá очи́щенная и Божéственно облагодáтствованная, и во всём твёрдо познáвшая и́стину, и поверившая Архáнгелу, и́бо и достóйным большóй вéры Он Ей яви́лся по делáм.

Как же могло случиться, что, присýтствуя при совершáвшихся собы́тиях, Богомýдрая Дéва не поняла бы, чтó соверши́лось: ви́дя землетрясéние и óного вели́кого Áнгела, снизходя́щего с небéс, имевшего вид мóлнии, омертвлéние стрáжей, и перемещéние кáмня, и пустотý Грóба, и вели́кое чýдо плащани́ц, сми́рною и алóем слéпленных и неразруши́мых, и в то же время пусты́х от нахождéния тéла, и к тому же рáдостный вид и благовéстие к Ней Áнгела?!
Но исшéдши после этого благовéстия, Магдалы́ня Мáрия, как бы не слышала Áнгела, который, быть может, не рáди неё говорил, замéтила только пустотý Грóба, совершéнно не обрати́в внимания на плащани́цы. Она бежит к Си́мону Петрý и к другому ученикý, как говорит Иоáнн; а Бóжия Мáтерь, Дéва, присоединившись к другим женáм, снова пошла на то место, откуда пришла, и вот, как говорит Матфéй: «Исýс срéте я, глагóля: рáдуйтеся» [Мф. 28:9].

Видите ли, что раньше Мáрии Магдалы́ни Бóжия Мáтерь увидела рáди нашего спасéния плóтию Страдáвшего и Погребéнного и Воскрéсшего? «Онé же пристýпльше, - говорится, - я́стеся зá нозе Егó, и поклони́стеся Емý» [Мф. 28:9]. Как, когда вместе с Марией Магдалы́ней, Богорóдица, услышав от Áнгела благовéстие о Воскресéнии, только одна Она поняла значéние возвещённого, так и теперь вместе с другими женáми встретив Сы́на и Бóга, Она, первая из всех ины́х, и увидела, и узнала Воскрéсшего, и, приступи́в, ухватилась за Егó ноги, и стала Апóстолом для Апóстолов.

То, что Мария Магдалы́ня не была с Бóжией Мáтерью в то время, когда, возвращаясь от Грóба, Её встрéтил, яви́лся и говорил Госпóдь, это мы узнаём от Иоáнна: «Течé ýбо [Мария Магдалы́ня], - говорит, - и прии́де к Си́мону Петрý, и к другому ученикý, егóже лю́бляше Исýс, и глагóлала има: взя́ша Гóспода от грóба, и не вем, где положиша Егó» [Ин. 20:2]. Да как бы она могла сказать, что «взя́ли и переложи́ли, а кудá не знáем», если она Егó видела, и руками схватилась и, встрéтив, услышала [Егó голос]? Но и после тогó, как Пётр и Иоáнн прибежали ко Грóбу и увидели плащани́цы и ушли́, говорится, что Мáрия стоя́ла у Грóба внé, плáча.
Видите ли, что она не только не видела [Гóспода], но ни слýхом [о Воскресéнии] не была удостовéрена. И хотя Áнгелы яви́лись и спросили её: «Жéно, что плáчеши?», - она снóва как о мёртвом ответила. Когда же, обернýвшись, она увидела Исýса, то всё же не поняла случи́вшегося, но бýдучи вопрошéнной Им: «Что плáчеши?», - говорила всё то же, пока Он не позвал её по имени, Сам убеди́в её, что Он - жив. Тогда и она приступи́в, ищá объя́ть Егó стопы́, услышала от Негó: «Не прикасáйся Мне», из чего мы познаём, что когда сначала Он яви́лся Мáтери и находя́щимся с Нéю женáм, то Он только Ей одной допусти́л объять Егó стопы́, хотя́ Матфéй делает óбщниками сегó и других жéн, не желáя, по той причине, которую мы указали в начале, я́вно предпочéсть Мáтерь как свидетеля о таковы́х вещах. Потому что после того, как Приснодéва Мари́я первая пришла ко Грóбу, и первая приняла благовéстие Воскресéния, мнóгие пришли́; и они увидели отвáленный камень, и услышали Áнгелов, и, возвращáясь после сих слов и видéния, они раздели́лись.
И одни, как говорит Марк: «Бежáша от грóба, имя́ше же их трéпет и ýжас, и никомýже ничтóже реша, боя́ху бо ся́l» [Мк. 16:8]. А другие - последовали за Бóжией Мáтерью, и были [обрадованы] видением и словами Гóспода. Магдалы́ня же пошла к Петру и Иоáнну, и за ними, снова, пришла ко Грóбу одна; и когда они ушли́, одна она была удостóена увидеть Гóспода, и также посылается к Апóстолам; и она пошлá к ним, всем возвещáя, как говорит Иоáнн «я́ко ви́де Гóспода, и сия́ речé ей» [Ин. 20:18]. <ик .>Что это видéние было рáно ýтром, говорит Марк; то есть, это было в сáмом начале дня, пóсле тогó, как наступила полная заря́; но он не утверждает, что тогда произошло Воскресéние Христóво и это было первое Егó явлéние. Но мы исслéдовали дея́ния Миронóсиц и имеем вы́ше докáзанную соглáсованность относительно них у четырёх Евнгели́стов.

Ученики, в тот же сáмый день Воскресéния, услышав от Миронóсиц и Петрá, и от Луки́ и Клеóпы, что Госпóдь жив и был ви́ден ими, не поверили, - почему Он и упрекнýл их, когда позднéе яви́лся им, бы́вшим вмéсте. Но пóсле тогó как много раз и чáсто Он яви́л Себя живы́м, они все не только поверили, но и повсю́ду проповéдовали: «Во всю зéмлю изы́де вещáние их, и в концы́ вселéнныя глагóлы их» [Пс. 18:5], - «Гóсподу поспéшествующу, и слово утвержáющу послéдствующими знáменьми» [Мк. 16:20]. И́бо покá слово не было возвещенó по всей земле, знамéния были совершéнно необходи́мы.

* * *

Если бывает нуждá в знамéниях и чудесáх для показáния и утверждéния проповéдуемой И́стины, то, в свою очередь, и для прия́вших слово имеется нуждá - не в чудесáх, а в знамéниях, показывающих, твёрдо ли они увéровали.
Какие же эти знамéния? - Проистекающие от дел. И́бо говори́тся: «Покажи́ ми вéру от дел твои́х» [Иак. 2:18]; и: «Кто премýдр, да покажет от дóбраго жития́ делá своя́» [Иак. 3:13]. Ведь кто станет считать такого человека, имеющим ум Божéственный и вели́кий и возвы́шенный, и, так сказать, небéсный, каковы́м является благочéстие, если он ни́щ в обладáнии дóбрыми делáми и пригвождён к земле и к земны́м вещáм?

Нет никакой пóльзы, брáтие, если кто скажет, что он имеет божéственную вéру, а не будет при этом иметь дел, отвечающих вéре.
Какую пóльзу принесли юрóдивым дéвам свети́льники, не имеющие елéя, то есть, дел любви и сострадáния?
Чтó далó призывáние Отцá Авраáма тому богачý, который, по причи́не несоболéзнования Лáзарю, мýчился в неугасáющем огне? К чему послужило его готовое послушáние на приглашение на брак неодéтому одеждой дóбрых дел, которая, полагáем, соотвéтствовала бы Божéственному брáку и Невéстнику? И́бо и пóзван он был, и пришёл, имея совершéнную вéру, и совозлежáл с тéми святы́ми гостя́ми, но был осуждён и посты́жен, как одéтый в убóжество нрáва и дел, и бýдучи неми&#&69;лостивно свя́зан по рукам и ногам, он был брóшен в геéну óгненную, где плач и скрéжет зубóв, испытáть которую да не случи́тся никомý из призывáемых Христóм, но, во всем вéрою яви́в подобáющую жизнь, да сподóбимся войти́ в Невéстник чи́стой рáдости, вéчно пребывáя со Святы́ми там, где - жили́ще всех веселя́щихся.

Ами́нь.


* * * * * * *


Примечания:
1 Иногдá нéкоторые оши́бочно понимают выражение «Во еди́ну от субóт» [Лк. 24:1; Ин. 20:1] и «в пéрвую субóту» [Мк. 16:9], что говори́тся о суббóтнем дне, как например, по-русски звучало бы: «В однý из суббóт» и «в пéрвую суббóту». Но это надо понимать совсем инáче.
Именно: говори́тся о слéдующем дне, который идёт за суббóтой. “День” по-гречески (“и имера”) является существительным женского рóда, и в женском же рóде переводит прилагательное “еди́ну”, “пéрвую” и славя́нский текст Евáнгелия; в то время как самó существительное пропускается, как это в обы́чае греческого языка.
Посемý текст означáет: «В пéрвый день по прошéствии суббóты». - [Ред.]

 

 


ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
 
 
   
 
 
Flag Counter
 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика Рассылка сайта 'Чёрный монах'
Студия ARST Project