|
||||||||
![]() |
||||||||
Сайт открыт 3 августа 2004 года. Сегодня: года. | ||||||||
|
||||||||
|
«Вифлеемъ - Дом Хлеба»Выпуск 10 (октябрь 2015)святитель Иоанн Златоуст О брáке и целомýдрии1… Не для тогó яви́лись мы на свет и живём, чтобы есть и пить, а для тогó едим, чтобы жить; не жизнь рáди пищи, а пища рáди жизни создана была изначáла. Жизнь, брáтия, соразмéрена не с удовóльствием, а с необходимостью. Итак, отвéргнув всё изли́шнее для природы, будем довóльствоваться одним только необходи́мым.
Что может быть святéе той трапезы,
где и́згнаны пьянство, объедéние
и вся́кое изли́шество, а вмéсто
тогó введенó нéкое чудное
соревнование в охранéнии законов
Бóжиих;
где муж наблюдает за женой, чтобы она
не впáла в бéздну клятвопреступлéния,
а жена оберегает мужа, и престýпнику
угрожает тягчáйшим наказанием;
где господи́н не стыди́тся ни
принимать обличéние от рабóв,
ни сам исправля́ть своих слуг?
Не погреши́т тот, кто назовёт такой
дом цéрковью.
Но с порóком, говоришь ты, соединено
много удовóльствия, а с добродéтелью -
вели́кий труд и уси́лие.
Но какая же была бы тебе благодарность,
за что бы ты получил награду, если бы
дело не было соединено с трудом?
Часто вóлны страстей, превосходя́щие
своей свирéпостью морские вóлны,
нападают на нашу дýшу и произвóдят
в ней большое смущéние.
Не будем же разслабля́ть свою крéпость и разрушáть свои силы беседами с женщинами, потому что отсюда происхóдит невыразимо вели́кое зло для душ наших.
А что [сказать], если мы даже и не чувствуем
этого, опьяня́емые пристрáстием?
Итак, если ты воóчию хочешь доказать нам, что ты не находишь удовóльствия говорить срамны́е рéчи, то не дозволя́й себе и слушать их.
Теперь же будешь ли ты когда-нибудь в
состоя́нии понести́ труды́
рáди целомýдрия, когда постепéнно
разслабля́ешься смéхом и этими
срамны́ми речáми?
И пусть не говорят мне: я не могу спасти́сь, если не откажýсь от жены, если не откажýсь от детей, если не откажýсь от дел. Разве брак слýжит препя́тствием? Жена дана тебе в помощницы. Разве он (брак) враг? Не зазóрен брак, а блуд - зло.
Я своей сóбственной поги́белью
ручáюсь тебе в твоём спасéнии.
Если жена твоя порóчна, не представляй
этого в своё извинéние.
Как кóрмчий, произвéдший крушéние
в самой при́стани, не заслуживает никакого
снисхождéния, так и человек, ограждённый
брáком, если он разрушáет чужие
брáки или смотрит с вожделéнием
на какую бы то ни́ было женщину,
не заслуживает ни пред людьми, ни пред
Бóгом никакого извинéния,
сколько бы он ни ссылáлся на
трéбование природы.
Таким óбразом, брак - не помéха для целомýдрия, а скорéе ограждéние для негó. Дéвство ведь столь вели́кое дело и трéбует такого трудá, что Христóс, сойдя́ с Нéба для тогó, чтобы сделать людей áнгелами и здесь насади́ть вы́шний óбраз жизни, не реши́лся даже и при такой цели предписáть его и возвести́ на стéпень закона; и несмотря́ на то, что дал закон умирать за Негó, - а что могло бы быть тяжелéе этого? - постоя́нно распинáть себя и благотвори́ть врагáм, дéвства тем не мéнее не узакóнил, но предостáвил на произволéние слушателей, сказáв: «кто может вмести́ть, да вмести́т» [Мф. 19:12]. Великó, действи́тельно, брéмя этого дéла, и весьмá обры́висто место этой добродéтели. И это докáзывают те, которые процветáли мнóгими добродéтелями в Вéтхом Завéте. Так, даже вели́кий Моисей, главá прорóков, прии́скренний друг Бóжий, имевший такое дерзновéние, что мог истóргнуть от ниспóсланного Бóгом поражéния шестьсот тысяч подлежáвших наказáнию, - этот столь вели́кий и славный муж, несмотря́ на то, что приказал морю и раздели́л вóды, растóргнул скáлы, измени́л воздух, ни́льскую воду преврати́л в кровь, измени́л всю тварь, соверши́л другие безчи́сленные чудесá и предстáвил много примеров добродéтели, - даже и он был не в силах обрати́ть взор на эти состязáния, а нуждáлся в брáке и проистекáющей отсюда безопасности, даже и он не отвáжился пусти́ться в море дéвства, боя́сь несущихся оттуда волн. Равным óбразом и патриáрх, приносивший в жéртву сына, был в состоя́нии преодолéть властнейшее чувство природы, мог уби́ть сына, и при том сына - Исаáка, в сáмом цветýщем вóзрасте, в сáмую лýчшую пóру юности, единорóдного, возлю́бленного, данного ему вопреки́ вся́кой надежде, и его-то был в силах возвести́ на гору, извлёк нож и вонзи́л его в горт́нь сына, - он именно [в намерении] и вонзи́л нож, и обагри́л кровью, - и всё же, оказавшись в состоя́нии довести́ до конца столь вели́кий и слáвный пóдвиг, выступив из границ сáмой природы, он не отвáжился приступи́ть к пóдвигам дéвства, но убоя́лся и сам этих состязáний, и предпочёл покóй, какой даёт брак. Точно также и праведный И́ов, который, терпя́ удары и не нанося́ ударов, сокруши́л устá диáвола и вы́держал вся́кий вид искушéний, и кáждый - в сáмой крáйней стéпени, - ведь всё, что в жизни кажется печáльным и в действи́тельности явля́ется таковы́м, излилось на одно тело и обрýшилось на одну его дýшу, - даже и этот, столь вели́кий и слáвный муж, попрáвший столько законов природы, не осмéлился устреми́ться на это состязáние, а наслади́лся и жизнью с женою, и сдéлался отцом мнóгих детей. Нигдé безбрáчия не узакóнил Бог, Которому подобáет слáва, честь и поклонéние, ны́не и при́сно, и вó веки векóм. Ами́нь. * * * * * * * * * * * * * * *
|
|
||||||
|
|||||||||||||||