«Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Выпуск 10 (октябрь 2015)

блаженный Феофилакт, экзарх Болгарский

О женах и мужьях1

Блаженный Феофилакт, экзарх Болгарский «Также и вы, жены, повинýйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоря́ются слову, житиéм жен своих без слóва приобретаемы были, когда увидят ваше чи́стое, богобоя́зненное житиé. Да будет украшéнием вашим не внéшнее плетéние волос, не золотые убóры или наря́дность в одежде».

Апóстол изложи́л нрáвственное учéние для всех: для царéй, прави́телей, госпóд и рабóв.

Для подначáльных поставил законом, чтобы они повиновáлись царя́м и прави́телям, которым дóлжно и в чем дóлжно, и тем показал, что сами прави́тели имеют нéкоторое предначертáние и побуждéние к правде в законах, и за всё, что ни делают по законам, не будут осуждены́, а за всё, что учиня́т вопреки́ им, беззакóнно, несправедли́во и самовóльно, поги́бнут. И́бо закон дан им на пользу народов, как говорит апóстол Павел [Рим. 13:4].

Подóбно законам, и прави́тели даны́ на нéкоторую пóльзу, а не так, как нéкоторые хýдо разсуждáют, бýдто существующая на земле власть - от дия́вола, соглашаясь в этом деле с дия́волом, который сказал Гóсподу: «всё это прéдано мне, и я, комý хочу, даю сиé» [Лк. 4:6]; не по воле дия́вола поставляются цари́; и́бо они даны́ для исправления зол, а дия́вол не заботится ничего такого вводи́ть мéжду людьми́.

Власти же и прави́тели даны́ от Бóга, с одной стороны́, для тогó, чтобы охраня́ть прáвого и устроя́ть пользу подчинённых, с другой - для тогó, чтобы погрешáющих удерживать стрáхом наказáния и обличéнием, наконéц, - для тогó, чтобы производи́ть дóлжное наказáние причинившим неправду.

Показав это, и́менно, что повиновéние властя́м - добро, а неповиновéние - зло, и предписáв подóбные отношения рабáм и господáм, апóстол обращáет теперь речь свою к женщинам.
Жёны, говорит он, должны́ быть заняты двумя делáми: повиновáться своим мужьям, и удаля́ться вся́кого украшéния и убрáнства, подражая святы́м женáм. И́бо они, говорит, знали одно только украшéние, - то, что повиновáлись своим мужьям.
Какая же польза от этого? Та, что язы́чники получают доброе поня́тие о вере и рéвность по ней, что произвóдит и наша покóрность властя́м, и рáди нас благодаря́т Христá, а для христиан вели́кая похвалá, когда рáди нас и рáди нашего доброго поведéния и язы́чники благословля́ют имя Бóжие. Словá «без слóва приобретáемы» значат или то, что приобретáемы бывают без вся́кого разсуждéния и противорéчия, или то, что доказательство от дел сильнее слóва и искýсности, как и святóй муж сказал: «Дéло, не сопровождáемое слóвом, лучше слóва, не сопровождáемого дéлом».

* * *

«Но сокровéнный сéрдца человек в нетлéнной красотé крóткого и молчали́вого, дýха, что драгоцéнно пред Бóгом». И́бо: «Вся слáва дочери Царя́ внутри́; одежды её ýбраны золотом; испещрéнные» [Пс. 44:14].

То есть, сокровéнное наше расположéние и внешнее положéние должны́ в тóчности соотвéтствовать однó другому.
Убрáнство золотом означáет собой внéшнюю дéятельность. Называет же одежды ýбранными золотом и испещрéнными потомý, что и обнарýживаемое изнутри́ является не как случи́тся, но чéстно и вáжно.

* * *

«Так нéкогда и святы́е жéны, уповáвшие на Бóга, украшáли себя, повинýясь своим мужья́м. Так Сáрра повиновáлась Авраáму, называя егó господи́ном. Вы - дéти её, если делаете добро и не смущáетесь ни от какого стрáха. Также и вы, мужья́, обращáйтесь благоразýмно с женáми, как с нéмощнейшим сосудом, окáзывая им честь, как сонаслéдницам благодáтной жизни, дáбы не было вам препя́тствия в моли́твах».

Здесь украшéнием называет повиновéние, говоря́: они украшáли себя, повинýясь своим мужья́м. Сказав неопредёленно «святы́е жéны», называет их дочерями Сáрры или по вéре, или по происхождéнию. И́бо дóчери необходи́мо должны́ подражáть матеря́м.

При украшéнии, прили́чном христианкам, убеждáет их быть и ми́лостивыми, не опасáясь за то взыскáния от своих мужéй. Это хочет выразить словами: «не смущáетесь ни от какого стрáха».
И́бо естественно, что мужья́ потрéбуют иногдá от них отчёта в издéржках.
Такой возвы́шенной рéчью убеждáя бережли́вых и малодýшных женщин к томý, чтобы они щедрéе раздавали домашние вещи, апóстол удерживает и мужéй от стрóгости к ним, и говорит: «мужья́, обращáйтесь благоразýмно с женáми», - то есть, прими́те во внимание слáбость и склóнность женского пола к малодýшию и будьте к женáм великодýшны, не трéбуя с раздражи́тельностью отчёта в том, что ввéрено им по домашнему хозяйству.

Убеждáет мужéй не взы́скивать стрóго с жён для тогó, как мы сказали, что они были щедрéе в подая́нии бéдным.
А мне кажется, что этими словами апóстол сокровéннее и важнéе, чем Павел, намекáет на пóльзование правáми супрýжества. И́бо Павел пря́мо говорит: «Не уклоня́йтесь друг от друга, рáзве по соглáсию», - и прóчее [1 Кор. 7:5].

А Пётр, важнéе сказав: «благоразýмно» - и чрез то намекнýв на дело, убеждáет мужéй, так как женский пол и к этому склóннее, не отлучáться от жён с запрещéнием и стрóгостью, но сначáла снисходи́тельно, как к слабéйшим, пóльзоваться ими, потóм с нéкоторой осторожностью убеждáть их привыкáть к воздержáнию от сегó.
И́бо на это, то есть, на снисходи́тельность, хочет указать словáми: «окáзывая им честь». И́бо томý, на кого не обращáют внимания, не бывает ни чéсти, ни пощáды.

Потóм, так дóлжно пользоваться ими в отношéнии сообщéния, как слабéйшими, или и как сонаслéдницами живой благодáти. И что мы придáли такой смысл предлежáщему изречéнию не без основания, на это указывает дальнéйшее прибавлéние: «дáбы не было вам препя́тствия в моли́твах».
И́бо какое препя́тствие молитве может быть от сурóвости мýжа к женé своей? Мéжду тем как оставлéние сообщéния доставля́ет во врéмя моли́твы бóльшую внимательность и усéрдие.

Таковá моя мысль об этом.

Бóгу нашему слáва, ны́не и при́сно, и вó веки векóм, ами˸нь.


* * * * *                      * * * * *                      * * * * *


Примечания:
1 Из толковáния на 1-е Собóрное послáние святóго апóстола Петрá [1 Пет. 3:1-7].
Заглавие дано редакцией «Вифлеема».

 

 


ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
 
 
   
 
 
Flag Counter
 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика Рассылка сайта 'Чёрный монах'
Студия ARST Project