«Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Выпуск 10 (октябрь 2015)

святитель Иоанн Златоуст

О блуде и брáке1

…«И́бо душá наша уни́жена до прáха, утрóба наша прили́пла к земле» [Пс.43:26].

Сказав: «забывáешь нищетý нашу», то есть, огорчéние, говорят (мýченики братья Маккавéи, от лицá которых прорóчески написан этот псалóм. - Ред.) потóм, в чём состои́т их огорчéние.
Смысл этих слов следующий: мы поги́бли, мы погребены́, положéние наше нисколько не лучше положéния мёртвых. По справедли́вости, можно сказать и о тех, которые привязаны душóю к настоя́щему, что они также «уни́жены до прáха», и о тех, которые прéданы чревоугóдию, - что «утрóба наша прили́пла к земле». Действительно, кто прéдан земной любви - прилепи́лся к прáху, и безтелéсную силу, находящуюся в нём, поработи́л пéплу, о том справедливо можно сказать, что он нахóдится в таком положении.

В сáмом деле, что инóе телéсная красотá, как не земля и прах, или даже ещё хуже тогó? Если не веришь, то загляни́ в человеческие гробы́, и увидишь там прах и пéпел.
Когда лицо лишается настоя́щей жизни, тогда оно и оказывается тем, что есть, и даже ещё прéжде смерти. Когда настáнет стáрость, когда порази́т болезнь, и тогда можешь видеть то же явлéние, потому что это - прах.

Но Бог, как мýдрый художник, и из ничтóжного веществá создáл превосхóдную красотý - не для тогó, чтобы ты предавáлся прелюбодея́нию, но чтобы показать тебе Свою премýдрость. Поэтому не оскорбля́й Художника и дело премýдрости Егó не обращáй в предмет распýтства и прелюбодея́ния. Удивля́йся красотé, но столько, чтобы прославля́ть Художника, а дáлее не простирáйся, чтобы не возбуждáть своей стрáсти.
Прекрáсно - создание: поэтому тебе дóлжно покланя́ться Создáтелю, а не оскорбля́ть Егó.

Скажи мне: если бы кто-нибýдь, взяв золотую стáтую или изображéние царя́, оскверни́л их грязью или чем-нибудь другим подóбным, то не подвергся ли бы он крáйнему наказáнию? Если же поступающий неуважи́тельно с вещами человеческими подвергáется такому наказáнию, то чему подвéргнется поступающий безчéстно с творéнием Бóжиим, осóбенно, если делающий это имеет сóбственную жену?
Не укáзывай мне на естéственное пожелáние. Для того и дозвóлен брак, чтобы ты не выходи́л за свои предéлы. Смотри, какого ты будешь достóин наказáния.

Бог позабóтился и о твоём спокóйствии и о твоей чéсти, чтобы ты и укрощáл естественное раздражéние при помощи жены, и делал это с безопáсностью и не подвергáясь никакому безчéстию; а ты по невоздержáнию оскорбля́ешь Тогó, Кто столько промышля́ет о тебе?

Скажи мне: если бы Он не благоволи́л законом дозвóлить брак, то какое ты терпéл бы наси́лие, какое мучéние? Поэтому тебе слéдовало бы благодари́ть и славослóвить Егó, что Он сократи́л для тебя затруднéния, даровáв немáлое утешéние; а ты неблагодáрно оскорбля́ешь Егó, забываешь стыд, переступáешь устанóвленные предéлы и посрамля́ешь свою честь.
Разве ты не слышишь, что говорит Павел и ны́не, громко вещáя всем: «бéгайте блуда» [1 Кор. 6:18], или лучше Сам Христос, управля́вший его душóю? Для чего ты занимаешься чужою красотой? Для чего засмáтриваешься не на твоё лицо? Для чего стреми́шься в прóпасть? Для чего ввергáешь себя в сéти?

Ограждáй свои глазá; прикрывай своё зрение; положи́ закон очáм своим; послýшай Христá, Который, угрожáя, поставля́ет безсты́дный взгляд наравнé с прелюбодея́нием [Мф. 5:28].
Что пóльзы в удовóльствии, если оно рождáет червéй, если подвергáет предаю́щегося ему непрестáнному страху, вéчному мучению? Не горáздо ли лучше, немного воздержáв силу своих пóмыслов, сподóбиться вéчной рáдости, нéжели за мáлое удовлетворéние порóчных пожелáний мýчиться безконéчно? «Нет, дети мои, нехорошá молвá, которую я слышу» [1 Цар. 2:24].

Знаю, что словá мои относятся только к нéкоторым, а не ко всем; но где они найдут рáну, там пусть прилагáют и врачествó.
Для чего ты оскорбля́ешь брак? Для чего оскверня́ешь лóже? Для чего причиня́ешь вред своему сочлéну? Для чего унижáешь свою честь?

Отсеки́ страсть, истреби́ сластолю́бие. Сластолю́бие и пьянство суть истóчники прелюбодея́ния. Если ты не будешь пользоваться удовóльствием, как дóлжно, то оно причини́т тебе скорбь.
Послýшай, что потерпéли иудéи, когда прелюбодéйствовали, не приобщáясь тéла Христóва, не вкушáя духóвной трапезы: «не станем блудодéйствовать, - говорит апóстол, - как нéкоторые из них блудодéйствовали, и в один день поги́бло их двадцать три тысячи» [1 Кор. 10:8].


* * *


«Восстáнь, Гóсподи! Помоги́ нам и избáвь нас ́имени рáди Твоегó!» [ст. 27]. Другие переводчики говорят: «восстáнь защищáя нас» и «освободи́ нас по ми́лости Твоей».

Смотри́, чем они заключи́ли свою речь. После безчи́сленных своих пóдвигов, откуда они ожидáют спасéния? От ми́лости, от человеколю́бия, “́имени рáди” Бóжия.

Что значит: «́имени рáди Твоегó»? [Они говорят так], дáбы не нарýшить тогó, что сам Он часто говорит: Я творю́ рáди ́имени Моегó.

Видишь ли смиренномýдрие и сокрушéнное сердце? Откуда они ожидáют себе спасéния? От человеколю́бия, от ми́лости. Как бы не имея заслýг, как бы не имея никакого прáва на спасéние, а мéжду тем изоби́луя трудáми и опáсностями, они возлагáли всё на Бóга.

Будем же и мы, находя́щиеся под благодáтию, подражáть им и воздавáть слáву Бóгу, Которому слáва вó веки векóм. Ами́нь.


* * * * *                      * * * * *                      * * * * *


Примечания:
1 Из Беседы на Псалóм 43-й. Заглавие дано редакцией «Вифлеема».

 

 


ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
 
 
   
 
 
Flag Counter
 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика Рассылка сайта 'Чёрный монах'
Студия ARST Project