«Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Выпуск 10 (октябрь 2015)

святитель Иоанн Златоуст

О сохранении мира мужей с жёнами1

…Пусть для жены не будет ничего драгоцéннее её мужа, а для мужа - ничего вожделéннее его жены. В том состои́т крéпость жизни всех нас, чтобы жена была единодýшна с мужем; этим поддерживается всё в мире. Как при потрясéнии основáния ниспровергáется всё здáние, так и при супрýжеских раздóрах разрушáется вся наша жизнь.

Смотри: мир состои́т из городов, городá - из домов, домá - из мужей и жён; поэтому, когда настанет враждá мéжду мужьями и жёнами, то входит война в домá; а когда они мятýтся, тогда неспокóйны бывают и городá; когда же городá приходят в смятéние, то по необходи́мости и вся вселéнная наполня́ется смятéнием, войною и раздóрами.
Поэтомý и Бог осóбенно промышля́ет об этом; потомý Он и не дозволя́ет отвергáть жену, рáзве только в случае прелюбодея́ния.

А что, скажешь, если она сварли́ва, если небережли́ва и расточи́тельна, если имеет и мнóжество других недостáтков? Переноси́ всё мýжественно и не отвергáй её за эти недостáтки, но исправля́й недостáтки.
Для того ты и занимаешь мéсто головы́, чтобы ты умел врачевáть тело. От тéла нашего, хотя бы оно имело тысячу ран, мы не отсекáем головы́. Так и жены не отделя́й от себя, потому что жена у нас занимает мéсто тéла. Потому и блажéнный Павел говорит: так должны́ мужья любить своих жён, как свои телá [Еф. 5:28].
И для жён тот же закон у нас: как любишь ты, жена, свою голову и цéнишь её, так цени́ и мужа.

Мы не напрáсно столько говорим об этом предмете. Знаю, сколько благ происхóдит оттогó, когда нет раздóра у жены́ с мужем; знаю, скóльких зол бывает причиною то, когда они ссóрятся между собою. Тогда ни богáтство, ни благочáдие, ни многочáдие, ни власть и могýщество, ни слáва и честь, ни изоби́лие и рóскошь, и никакóе другóе благосостоя́ние не может рáдовать мужа или жену, если они в раздóре друг с другом.

Будем же забóтиться об этом бóлее всего другóго. Жена твоя имеет недостáтки? Делай то, что делал Исаáк: моли́сь Бóгу. Если он постоянством в моли́тве уничтожил безси́лие природы, то тем более мы, непрестáнно моля́сь Бóгу, можем испрáвить недостáтки вóли.
Если Бог увидит, что ты из повиновéния Егó закону тéрпишь и благодýшно перенóсишь грехи́ твоей жены́, то Он поможет тебе научи́ть её и даст тебе награду за терпéние. Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены́? [1 Кор. 7:16]? Не унывáй же, говорит, и не отчáивайся: может быть, она и спасётся; если же останется неисправи́мою, то ты не потеряешь нагрáды за терпéние.
Но если ты отвéргнешь её, то во-первых, согреши́шь тем, что нарýшишь закон и будешь винóвен пред Бóгом в прелюбодея́нии, потому что «кто развóдится с женою своею, крóме вины прелюбодея́ния, тот подаёт ей пóвод прелюбодéйствовать» [Мф. 5:32]. Притóм часто, взяв и другую, бóлее её тяжёлую, ты грех ужé сделал, а покóя не найдёшь. Если же возьмёшь и лýчшую, то не данó будет тебе наслаждáться чистым удовóльствием со второю, за то, что ты отвéргнул прéжнюю, сдéлавшись винóвным в прелюбодея́нии, потому что отвергáть прéжнюю есть прелюбодея́ние.

Итак, когда ты увидишь какое-ли́бо случившееся затруднéние или в супрýжестве, или в других обстоя́тельствах, то моли́сь Бóгу: это - единственный самый лýчший способ избáвиться от случáющихся с нами бéдствий.
Пóдлинно, моли́тва есть вели́кое оружие. Это я часто говорил, и теперь говорю, и не перестáну говорить; хотя бы ты был грéшником, - посмотри на мы́таря, который не был отвéргнут, который очи́стился от такого мнóжества грехóв.

Хочешь ли знать, как важнá моли́тва? Не столько знáчит дружба пред Бóгом, сколько моли́тва. Это не мое слово; я сам, по своемý суждéнию, не осмéлился бы вы́сказать этого; вы́слушай из Писáния, как моли́тва дéлала то, чегó не дéлала дружба.
«И сказал им: полóжим, что кто-нибудь из вас, имéя друга, придёт к нему в пóлночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы́ три хлéба, и́бо друг мой с дороги зашёл ко мне, и мне нéчего предложи́ть емý; а тот изнутри́ скажет емý в ответ: не безпокóй меня, двéри ужé зáперты, и дети мои со мною на постéли; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встáнет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотстýпности егó, встав, даст емý, сколько прóсит» [Лк. 11:5-9].

Видишь ли, как в том, в чём не успéла дружба, успéла неотстýпная прóсьба? Так как проси́вший был друг, то, дáбы ты не подумал, что он по этой причи́не успéл, скáзано: Если, говорю вам, он не встáнет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотстýпности его, встав, даст емý, сколько прóсит.
Если и дружба, говорит, не сделает этого, то неотстýпная прóсьба сделает то, в чём не успéла дружба. С кем это было? С мы́тарем. Не был он другом Бóжиим, но сдéлался другом.

Итак, если бы даже ты был врагóм, то чрез неотстýпную прóсьбу сдéлаешься другом.

Посмотри́ и на хананеянку, и послýшай, что Госпóдь сказал ей: «нехорошó взять хлеб у детей и брóсить псам» [Мф. 15:26].
Почему же Он сделал, если это нехорошó? По неотстýпной прóсьбе женá дости́гла этого добрá, дáбы ты знал, что чегó мы недостóйны, тогó дéлаемся достóйными чрез неотстýпную прóсьбу.

Я сказал это для тогó, чтобы ты не говорил: я грéшник, я не имею дерзновéния, у меня нет моли́твы. Кто не думает, что он имеет дерзновéние, тот имéет дерзновéние, но кто думает, что он имеет дерзновéние, тот потерял дерзновéние, подóбно фарисéю, а кто считает себя отвéрженным и презрéнным, тот осóбенно и будет услы́шан, подобно мы́тарю.

Посмотри́, сколько ты имеешь примеров: хананеянку, мы́таря, разбóйника на крестé, упомя́нутого в при́тче друга, проси́вшего трёх хлебóв и получившего не стóлько за дружбу, сколько за неотстýпную прóсьбу.
Если бы каждый из них сказал: я грéшник, я стыжýсь, и потомý я не должен приступáть, - то не имел бы никакóго успéха. Но так как каждый из них взирáл не на мнóжество грехóв своих, но на богáтство Бóжия человеколю́бия, то получи́л дерзновéние, осмéлился и, бýдучи грéшником, проси́л не по достóинству своемý, и каждый успéл в том, чего желáл.

Бýдем же пóмнить всё это и соблюдáть; бýдем моли́ться непрестáнно, бóдрственно, с дерзновéнием, с благи́ми надéждами, с вели́ким усéрдием.
С какóю рéвностью другие мóлятся о вреде врагáм, с такóю рéвностью мы будем моли́ться и за врагóв, и за свои́х брáтий, - и непремéнно полýчим все полéзное, потомý что человеколюби́в Подаю́щий, и не стóлько мы желáем получи́ть, скóлько Он желáет подáть.

Итак, знáя всё это, хотя́ бы мы погрузи́лись в крáйнюю бéздну нечéстия, не бýдем и тогдá отчáиваться в своём спасéнии, но пристýпим с благóю надéждою, убеди́в сами́х себя, что мы непремéнно полýчим, чегó прóсим, если стáнем проси́ть соглáсно с устанóвленными Им закóнами.

Томý, Кто дéйствующею в нас силою может сдéлать несравнéнно «бóльше всегó, чего мы прóсим, или о чём помышля́ем» [Еф. 3:20] - Христý, Царю́ всех, Бóгу нашему, подобáет вся́кая слáва, честь и поклонéние, со безначáльным Отцóм и Всесвяты́м и Животворя́щим Дýхом, ны́не и при́сно, и вó веки векóм. Ами́нь.


* * * * *                      * * * * *                      * * * * *


Примечания:
1 Из Беседы о том, что никому не дóлжно отчáиваться, ни моли́ться о вредé врагáм, ни пáдать дýхом, не получая проси́мого; также к мужьям о сохранéнии мира с жёнами.
Заглавие дано редакцией «Вифлеема».

 

 


ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
 
 
   
 
 
Flag Counter
 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика Рассылка сайта 'Чёрный монах'
Студия ARST Project