«Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Выпуск 11 (октябрь 2016)

Л. Чиркова

СПАСТИ ЧЕРЕМШАНЫ !

На обложке этого выпуска «Вифлеема» помещена картина художника И. С. Горюшкина-Сорокопудова «В старообря́дческом монастырé», написанная в гóды Первой мировой войны́ по впечатлениям от посещения живопи́сцем святóго Черемшáна, этого сéрдца дореволюционной старообря́дческой России.
«В одном из живопи́снейших мест Саратовской области, в 5 верстах от г. Хвалы́нска, среди белых гор, под сéнью глухих лесов и густых садов на Черемшáне в старообря́дческих скитáх жили архиерéи, и в силу этого здесь сосредоточивалась духóвная власть, и отсюда исходи́ли её распоряжения», - сообщал летопи́сец былóго времени.

Хвалы́нск и Черемшáны - свящéнные местá для старообря́дцев Повóлжья и всей России. «Это та же Палести́на, тот же Иеросали́м, куда стекаются старообря́дцы на поклонéние своим святы́ням, и перед которыми они местами они благоговéют … о них знала каждая старообря́дческая семья, живущая при широкой реке, начиная от Н.Нóвгорода и кончая Áстраханью», - отмечал синодáльный миссионéр в 1888 году. Слава о черемшáнских скитáх распространилась на всю Россию: на Кавказ, в Заурáлье, в Сибирь и в Москву, и отовсюду стекались пожéртвования.

В период Гражданской войны архивы Хвалы́нска были уничтожены, поэтому часть документов утрачена, и мнóгих документальных свéдений не сохранилось, однако историко-культурное наследие Черемшáна не исчезло безслéдно. В хвалы́нских скитах с XIX века успешно развивалось иконопи́сное дело. Стари́нные икóны - памятники дрéвности - имелись здесь в большом количестве. Сегодня коллекция хвалы́нского краевéдческого музея представляет различные направления в иконописáнии XVIII-XIX веков.

Успéнский собóр Свято-Успéнского монастыря́ сегодня

Черемшáнские монастыри́ строились во время гонéний, и архитектура хрáмов была простá: изначáльно они имели внешний вид жилых домов.
В октябре 1881 года в мужском монастырé (оби́тели преподóбного Серапиóна) в одном из этих зданий был освящён храм с двумя престóлами (верхний этаж - Успéнский, нижний - Покрóвский). Куполóк с крыши власти велéли снять...

В женском монастырé мáтушки Фелицáты в 1884 году была вы́строена каменная цéрковь. Монастыри́ Серапиóна и Фелицáты, сохранившиеся до наших дней, в отличие от мнóгих других, быстро становились крупными землевладельческими и торговыми предприятиями, обрабатывая обши́рные сады́ и засевая около 4.000 десяти́н земли́, владея водяны́ми и ветряны́ми мéльницами.
Черемшáнские монастыри́ обеспечивали себя и округу хлебом, мёдом, вóском, яблоками. Черемшáн процветáл «я́ко крин сéльный».

Наибóльший расцвет монастыри́ имели с 1905 по 1917 годы. После революции мужской монасты́рь был разогнан чекистами и превращён в Детскую трудовую колонию имени Джона Рида. Введéнский женский монасты́рь превратили в женскую трудовую артéль, просуществовавшую до 1927 года. Пóзже и до нашего времени монастыри́ были и остаются санаториями.

Но если советская власть терпи́мо отнеслась к постройкам, сохранив их на территории обоих монастырéй, возведя́ среди них современные и поставив рядом с ними ги́псовые скульптýры - от вождя́ революции до разного рóда “спортсменов”, - то в начале 1990-х годов постройки и территория мужского монастыря́ были проданы местной администрацией нéкоему акционерному обществу.
Забвéние основ вéры, народных традиций в бытý и труде - всего, что так бережно хранили старовéры - превратило святóе место, цель палóмничества тысяч прáдедов, в “частную собственность”. Прервалась история не только черемшáнских монастырéй и даже не хвалы́нского старообря́дчества: оборвалась, возможно, очень вáжная нить русской культуры. И сделали всё это “иваны, не помнящие родствá”, для которых в душé не осталось мéста для святóго. Как иначе расценить тот факт, что клáдбище мужского монастыря́ в советское время было уничтожено, а на его месте кощýнственно была устроена площадка для танцев?

Бывшее кладбище и старая танцплощадка

Но если атеи́зм советского периода относительно бéрежно отнёсся к монасты́рским постройкам, сохранив эти здания и помещения, то в настоящее время нави́сла реальная угроза над памятниками старины́, культурного наслéдия древлеправослáвной Руси́, грозя́щая смести́ их вóвсе с лицá земли́.
Так, в мужском монастырé был снесён до основания деревянный фли́гель, разобран старéйший корпус монастыря́ - архиерéйский деревянный дом, построенный из брёвен вековы́х сóсен, какие и поны́не украшают территорию.

Свя́то-Успéнский собóр, построенный из кирпича, в котором в советские временá размещалась столовая, требует немéдленной реставрации, а его тоже вознамéрились сноси́ть.

Мéстные свящéннослужители и краевéды выступили с инициативой о спасéнии от разрушения этого уникального памятника истории на Саратовской земле, о сохранéнии его для потóмков.
Святой родник Они обратились к местным властя́м с просьбой остановить разрушéние исторического памятника, и получили нá руки бумагу с обещанием приостановить снос.
В настоящее время фасáд хрáма завесили строительной сеткой и вóзле него поставлен бáннер с названием собóра.

По мнению о. Вадима Коровина (г. Саратов), ещё не всё потеряно, и причинённый зданиям ущерб можно возмести́ть по существующим фотографиям.
Есть фото иконостáса внутри́ хрáма, по которому также можно восстановить внýтреннее убрáнство. И дáлее, в перспективе, можно будет там проводить службу.
Из бывшей тан- цевальной площадки восстановить кладбище ещё проще, установив там поклонный крест с перечислением имён почи́вших священнослужи́телей.
Успéнскую оби́тель слéдует возроди́ть как единственный в России мужской монасты́рь старообря́дцев, этот вопрос внесён в повестку Освящéнного собóра Русской Правослáвной Старообря́дческой Цéркви 2016 года.

Хорошо, что сохранился действующий и в наши дни святóй монасты́рский родни́к. О его водé, чудéсным óбразом исцеля́ющей людей, ходят мнóжество легенд.
В хорошем состоянии находится и пруд, куда стекает вода из святóго истóчника.

Обсуждение важных задач с Н.В.Панковым

Депутат Государственной Думы РФ Николай Васильевич Панков, прибывший в бывший мужской монасты́рь, ýстно поддержал идею воссоздания памятника старины́, обращая внимание на то, что стéны хрáма требуют немедленной реставрации, и́бо время дóрого, и хорошо было бы это сделать в текущем годý.

Что касается женского монастыря́, ны́не санатория «Родник», то положение там также печáльное, но поправи́мое. У бы́вшего хрáма перестроена верхняя часть. Но стéны его сохранись: кирпичная клáдка, положенная “на векá”, спасает положение. Сохранился и деревянный двухэтажный домик с широким ступенчатым крыльцом и балконом, в котором проживала игýмения-схи́мница Фелицáта. Обветшáлый от времени, он требует ремонта.

Домик игýменьи Фелицáты можно отреставрировать

Есть в женском монастырé и другие постройки. Территория его огорожена забором, который отрезал от него клáдбище с захоронéниями монáхинь и самой мáтушки Фелицáты. Располóженное в лесу, среди́ деревьев, оно почти стёрто с лицá земли́. Каменные блоки с сохранившимися надписями были сброшены в ров, засыпаны землёй.
Нéсколько таких надгрóбий были изъяты старовéрами из рва, очищены от земли́. Начало положено; при дальнейшем восстановлении монастыря́ можно будет найти и остальны́е сохранившиеся.

Одно из трёх сохранившихся надгробий

Работа предстои́т большая и серьёзная.

Для начала требуются немáлые срéдства, чтобы документально оформить оба монастыря́, прежде чем приступить официально к их реставрации. Может случиться так, что храм будет разрушен прéжде, чем официальные óрганы выдадут разрешение на его восстановлéние.

В августе 2016 г. Успéнский собóр признан «вновь вы́явленным объектом культурного значения» (хотя существует официальная справка от 1995 года о том, что не только собóр, но оба монастыря́ признаны «памятниками кýльтовой архитектуры»).
О. Вадим, рáтующий за восстановление памятника дрéвности, обеспокоен и непоследовательностью решений мéстных властéй, которые в 1990-е годы признали монастыри́ памятниками, а ны́не сочли́ их «объектами, не представляющими культурной цéнности» и начали их снос. Не повторится ли подóбное в бýдущем?

Время сегодня тяжёлое не только в материальном смысле, но и бездухóвное, когда мнóгим людям, кроме пищи телéсной и удовольствий, ничего не надо. Но, теряя духóвность, мы теряем, прежде всегó, свои кóрни, а как дерево без кóрня, народ обречён на вымирáние…

Создана Инициативная группа по возрождéнию Черемшáнского монасты́рского комплекса, в которую вошли как свящéнники, так и дéятели науки и искусства, историки, краевéды, публицисты, общественные активисты из России, ближнего и дальнего Зарубéжья.
Группа имеет в интернете свой сайт «Черемшáн», рассказывающий об истории и совремéнном состоянии Черемшáнских оби́телей.

Для окончательного признания Свято-Успéнского собóра памятником и внесения его в государственный реéстр необходимо провести рад экспертных и прóчих работ, общая стоимость которых составляет около 150 тысяч рублей.
Такими средствами группа не обладает.

Кроме тогó, на пороге зимы́ необходи́мы срочные ремонтные работы по консервации здания (оно стои́т с выломанными оконными рамами и другими дефектами, доступное ветрам, заливанию дождевой водой, проникновению снéга).
Изготовление деревянных рам в настоя́щее время стóи недёшево, на это потребуют тоже срéдства, и срóчно (смéта пока не составлена, но сумма будет наверняка несколько десятков тысяч рублей).

Инициативная группа объявляет сбор денежных средств на вышеуказанные нýжды.

Все желающие помочь могут переводить деньги на нижеуказанные счетá:
 
Яндекс.Деньги: 410014539592764
 
QIWI-кошелек: +79873080107
 
карта Сбербанка (VISA): 4276 5600 1635 0763
Отчёты о поступлении и расходовании средств будут публиковаться:
 
в VK-группе «Черемшáн»
 
и
 
на сайте «Черемшáн»

О перечисленных средствах можно сообщать на эл. почту: cheremshan-mon@yandex.ru.

Начатому благóму делу нужна любая поддержка: физическая, моральная, материальная. Все, кто неравнодýшен к проблеме, могут откликнуться и внести́ поси́льную помощь.

Спаси́ Христóс!


* * * * * * *


Примечания:
1 Любовь Леонидовна Чиркова - кандидат философских наук, член Союза Журналистов РФ, руководитель Саратовского Рубцовского центра, лауреат международного литературного конкурса «Звезда полей», член Инициативной группы по возрождению Черемшáнского старообря́дческого комплекса. Фото автора.

 

 




ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project