«Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Выпуск 11 (октябрь 2016)

свщмч. Киприан Карфагенский

О ЕДИНСТВЕ ЦЕРКВИ

Свщмч. Киприан Карфагенский Когда Госпóдь говори́т в научéние наше: «вы éсте соль земли́» [Мф. 5:13]; когда Он заповéдует нам при незлóбии быть простыми и с простотою соеди́нять мудрость [Мф. 10:16], то не прили́чнее ли всего нам, возлю́бленнейшие брáтья, предусматривать кóзни лукáвого врага, с сердéчной заботливостью и бди́тельностью предузнавáть и избегáть их, чтóбы, облéкшись в Христá - Премýдрость Бóга Отцá, мы не оказались неразýмными в охранéнии своего спасéния?

Так, дóлжно боя́ться не тогó только гонéния, которое открытым нападéнием уси́ливается порази́ть и низвéргнуть рабов Бóжиих: там легче уберéчься, где очеви́дна опасность, и дух зарáнее настраивается к би́тве, когда неприя́тель объявля́ет о себе; горáздо бóлее дóлжно боя́ться и остерегаться врага в том случае, когда он тáйно подкрадывается, когда, обольщáя óбразом ми́ра, непримéтно скры́тыми проходами подползáет, отчегó и получи́л название "ползунá", или змия1.
Таковó всегдáшнее егó лукáвство! Таковó скры́тое и хи́трое притвóрство егó в обольщéнии людей!
Так он обольсти́л в самом начале ми́ра, возбуди́в ласкáтельно-лжи́выми словами неосторóжное легковéрие в простых дýшах! Пытáлся он тáкже искуси́ть и самого Гóспода и для тогó подошёл тáйно, чтóбы нечáянно напáсть и обольсти́ть; однако был ýзнан и отражён, а отражён потомý, что был пóзнан и откры́т. В э́том дан нам пример - избегáть пути́ вéтхого человека и неуклóнно идти́ по стопáм Христá-Живодáвца, чтóбы нам снова по неосторожности не впасть в сеть смéрти, но чтóбы предусмотрéнием опáсности дости́гнуть получéния безсмéртия.

Но как же нам дости́гнуть получéния безсмéртия, если мы не сохрани́м велéний Христóвых, которыми поражáется и побеждáется смерть?

Госпóдь в научéние говори́т: «áще ли хóщеши вни́ти в живóт, соблюди́ зáповеди» [Мф. 19:17]; и опя́ть: «áще твори́те, елика Аз заповéдую вам: не ктóму вас глагóлю рабы́, но и дрýги» [Ин. 15:14-15]. Он таковы́х назывáет ещё мýжественными и стóйкими, оснóванными на крепком тяжеловéсном камне, ограждёнными непоколеби́мым и неруши́мым оплóтом прóтив всех бурь и волнений вéка: «вся́к, - говори́т Он,- и́же слышит словесá Моя сия́ и твори́т я, уподóблю его мýжу мýдру, и́же созда хрáмину свою́ на камени; и сни́де дождь и приидоша рéки и возвéяша вéтры и нападоша на хрáмину ту: и не падеся, оснóвана бо бе на камени» [Мф. 7:24-25].
Итáк, мы должны́ держаться слов Егó; должны́ учи́ться томý и делать то, чему Он учи́л и что делал. Да и как назовёт себя вéрующим во Христá тот, кто не исполня́ет заповéданного Христóм? Или как дости́гнет нагрáды веры тот, кто не хочет сохрани́ть вéры в зáповеди? По необходи́мости он бýдет колебáться, влаяться и, увлечённый дýхом заблуждéния, носи́ться как прах, возметáемый вéтром: не держась и́стины спаси́тельного пути́, он не дости́гнет спасéния.

* * *

Нáдобно остерегáться, возлю́бленнейшие брáтья, обмáна не только я́вного и очеви́дного, но и такого, который прикры́т тóнким лукáвством и хи́тростью. А после тогó как враг обнарýжен и низвéржен пришéствием Христóвым, в Котором пришёл свет для языков и воссия́ло спаси́тельное свети́ло для счастья людей, так что глубже стали слышать духóвную благодáть, слепы́е открыли óчи свои́ к Бóгу, нéмощные получи́ли вéчное исцелéние, хромы́е спéшно потекли́ в цéрковь, немы́е стали громко произноси́ть свои́ моли́твы; после тогó как он уви́дел и́долов оставленными, жили́ща свои́ и кáпища, по причи́не мнóжества увéровавших, опустéвшими, - в чём заключается больше тонкого лукáвства и хи́трости, как не в вы́думке врагом нового обмáна: сáмым именем христиани́на обольщáть неосторóжных?
Он изобрёл éреси и раскóлы, чтóбы ниспровéргнуть вéру, изврати́ть и́стину, растóргнуть еди́нство. Кого ослеплением не может удержать на вéтхом пути́, тогó свóдит в заблуждéние и обольщáет путём новым. Восхищáет людей из самой Цéркви и, когда они́ ви́димо приближались ужé к свету и избавля́лись от нóчи вéка сегó, снова распростирáет над ними, не вéдомо им, новый мрак, так что они, не придерживаясь Евáнгелия и не сохраня́я закóна, называют, однáко же, себя христиáнами и, блуждáя во тьме, думают, бýдто хóдят во свете.

Таковы́ льсти́вые кóзни врагá, который, по слову апóстола, преобразýется во áнгела свéта [2 Кор. 11:14] и свои́м служи́телям даёт вид служи́телей правды, мéжду тем как они возвещáют ночь вмéсто дня, поги́бель вмéсто спасéния, отчáяние под покрóвом надежды, веролóмство под предлóгом вéры, анти́христа под и́менем Христá и, прикрывая ложь правдоподóбием, тонкой хи́тростью уничтóжают и́стину. Э́то бывает оттогó, возлю́бленнейшие брáтья, что не обращаются к Началу и́стины, не ищут Главы́, не сохраня́ют учéния Небéсного Учи́теля.
Тут нет нáдобности в прострáнных разсуждéниях и доказательствах: стóит только вни́кнуть в дело и изслéдовать его, тогда легко удостовериться в том и крáтким изложéнием и́стины. Госпóдь говори́т Петрý: «Аз тебе глагóлю, я́ко ты еси́ Петр, и на сем камени сози́жду Цéрковь Мою́, и вратá áдова не одолéют ей. И дам ти ключя́ Цáрства Небéсного: и éже áще свя́жеши на земли́, бýдет свя́зано на Небесéх; и éже áще разреши́ши на земли́, бýдет разрешенó на Небесéх» [Мф. 16:18-19]. И опя́ть Он говори́т ему же по воскресéнии своéм: «паси́ овця Моя́» [Ин. 21:16]. Таки́м óбразом основывает Цéрковь Свою́ на одном. И хотя́ по воскресéнии своéм Он наделя́ет рáвной влáстью всех апóстолов, говоря́: «Я́коже послá Мя Отéц, и Аз посылаю вы... Прии́мите Дух Свят: и́мже отпýстите грехи́, отпýстятся им, и и́мже дéржите, дéржатся» [Ин. 20:21-23]; однако, чтóбы показать еди́нство [Цéркви], Емý угóдно было с одного же и предначáть э́то еди́нство.

Конечно, и прóчие апóстолы были то же, что и Пётр, и - имéли рáвное с ним достóинство и власть; но вначáле указывается оди́н, для обозначéния еди́ной Цéркви.
Эту еди́ную Цéрковь обозначáет и Дух Святóй в Пéсни Пéсней, говоря́ от лицá Госпóдня: «еди́на есть голуби́ца Моя́, совершéнная Моя́; еди́на есть мáтери своéй, избрана есть роди́вшей ю» [6:8].

Можно ли думать тому, кто не придерживается э́того еди́нства Цéркви, что он храни́т вéру? Можно ли надéяться тому, кто проти́вится и поступáет наперекóр Цéркви, что он нахóдится в Цéркви, когда блажéнный апóстол Пáвел, разсуждáя о том же предмете и показывая тáинство еди́нства, говори́т: «еди́но тéло и еди́н дух, я́коже и звани бы́сте во еди́ном уповáнии звáния вашего; еди́н Госпóдь, еди́на вéра, еди́но крещéние, еди́н Бог» [Еф. 4:4-6]?
Сиé-то еди́нство надлежи́т крепко поддерживать и отстаивать нам, осóбенно епи́скопам, которые председательствуют в Цéркви, дáбы показать, что и самое епи́скопство однó и нераздéльно. Пусть никтó не обманывает брáтства ложью! Пусть никтó не подрывает и́стины вéры веролóмной измéной! Епи́скопство однó, и каждый из епи́скопов цéлостно в нём участвует.

Так же и Цéрковь однá, хотя́, с приращéнием плодорóдия, расширя́ясь, дроби́тся на мнóжество. Ведь и у сóлнца много лучей, но свет оди́н; много ветвéй на дереве, но ствол оди́н, крепко дéржащийся на кóрне; много ручьёв истекáет из одного истóчника, но хотя́ разли́в, происходя́щий от оби́лия вод, и представля́ет многочи́сленность, однако при самом истóке всё же сохраня́ется еди́нство. Отдели́ солнечный луч от его начала - еди́нство не допýстит существовать отдельному свету; отломи́ ветвь от дерева - отлóмленная потеря́ет способность расти́; разобщи́ ручей с его истóчником - разобщённый исся́кнет.
Рáвным óбразом Цéрковь, озарéнная светом Госпóдним, по всему ми́ру распространя́ет лучи́ свои́; но свет, разливающийся повсю́ду, оди́н, и еди́нство тéла остаётся неразделённым. По всей земле она распростирáет вéтви свои́, обременённые плодами; оби́льные потоки её текут на далекóе пространство - при всём том главá остаётся одна, одно начало, одна мать, богатая изоби́лием плодотворéния. От неё рождаемся мы, питаемся её млеком, одушевляемся её дýхом. Невéста Христóва искаженá быть не может: она чиста и нерастлéнна, знает оди́н дом и целомýдренно храни́т святость еди́ного лóжа. Она блюдёт нас для Бóга, уготовля́ет для цáрства рождéнных Éю.

Всяк, отделя́ющийся от Цéркви, присоеди́няется к женé-прелюбодéйце и дéлается чýждым обетовáнии Цéркви; оставляющий Цéрковь Христóву лишает себя нагрáд, предопределéнных Христóм: он для неё чýжд, непотрéбен, враг её. Тот не может ужé иметь Отцóм Бóга, кто не имеет мáтерью Цéрковь.
Находящийся вне Цéркви мог бы спасти́сь только в том случае, если бы спáсся кто-ли́бо из находи́вшихся вне ковчéга Нóева. Госпóдь так говори́т в научéние наше: «и́же несть со Мнóю, на Мя есть; и и́же не собирает со Мнóю, расточáет» [Мф. 12:30]. Наруши́тель ми́ра и соглáсия́ Христóва действует прóтив Христá. Собирающий в другом месте, а не в Цéркви, расточáет Цéрковь Христóву; Госпóдь говори́т: «Аз и Отéц еди́но есма» [Ин. 10:30]... Кто же подумает, что э́то еди́нство, оснóвывающееся на неизменя́мости божéственной и соеди́ненное с небéсными тáинствами, может быть нарýшено в Цéркви и раздрóблено разноглáсием противобóрствующих желаний? Нет, не храня́щий таковóго еди́нства не соблюдáет закóна Бóжия, не храни́т вéры в Отцá и Сы́на, не дéржится и́стинного пути́ к спасéнию.

Э́то тáинство еди́нства, э́тот сою́з неразры́вного соглáсия́ обозначается в сказáнии евáнгельском о хитóне Гóспода Исýса Христá. Хитóн не был разделён и разóдран, но достался цéлостно одному, кому вы́пал по жрéбию, и поступи́л в обладáние неиспорченным и неразделённым. Божéственное Писáние говори́т о том слéдующее: «бе хитóн не швен, свы́ше исткан весь: реша же к себе: не предерéм его, но метнем жрéбия о нем, кому бýдет» [Ин. 19:23-24]. Он имéл еди́нство свы́ше, происходя́щее с Нéба от Отцá, и потомý не мог быть разóдран теми, кто получи́л его в обладáние; но цéлостно, раз навсегдá, удержал крепкую и нераздели́мую связь свою́.
Поэ́тому не может обладáть одеждой Христóвой, кто раздирáет Цéрковь Христóву. Напрóтив, когда по смерти Солóмона цáрство и народ его должны́ были раздели́ться, то прорóк Ахия, встретившись на поле с Иеровоáмом - царём, разодрáл одежду свою́ на двенадцать частей и сказал: «приими себе десять жрéбий, я́ко тáко глагóлет Госпóдь: се Аз отторгáю цáрство из руки́ Соломóни, и дам ти хорýгвий десять: и две хорýгви бýдут ему, рабá рáди моего Давы́да и Иеросали́ма рáди грáда, егóже избрáх себе на положéние и́мени моему тáмо» [3 Цар. 11:31-32; 36].

Итáк, когда двенадцать колéн изрáильских должны́ были раздели́ться, то прорóк Ахия раздирáет свою́ одежду. Но как народ Христóв разделя́ться не дóлжен, то хитóн Христóв, свя́зно сотканный повсю́ду, не был разóдран возобладáвшими им: нераздéльной крéпостью своей связи он указывает на нераздели́мое соглáсие всех нас, которые облекли́сь во Христá. Таки́м óбразом, таи́нственным знáмением своей одежды Госпóдь предызобрази́л еди́нство Цéркви.

* * *

Кто же столь нечести́в и веролóмен, кто настолько заражён стрáстью к раздóрам, что почитáет возмóжным или дерзáет раздирáть еди́нство Бóжие - одежду Госпóдню - Цéрковь Христóву?

Сам Госпóдь напоминает в своём Евáнгелии и поучáет нас, говоря́: «и бýдет еди́но стáдо и еди́н Пáстырь» [Ин. 10:16]. Кто же подумает, что в одном месте могут быть или мнóгие Пáстыри, или мнóгие стадá? Апóстол Пáвел, внушáя нам тó же сáмое еди́нство, умоля́ет и увещевáет нас, говоря́: «молю́ вы, брáтце, и́менем Гóспода нашего Исýса Христá, да тóжде глагóлете вси, и да не бýдут в вас рáспри, да бýдете же утверждени в том же разумéнии и в тóйже мы́сли» [1 Кор. 1:10]. И в другом месте он говори́т: «терпяще друг друга любóвию, тщáщеся блюсти́ еди́нение дýха в сою́зе ми́ра» [Еф. 4:2-3]. А ты думаешь, что можно стоя́ть и жить в удалéнии от Цéркви, устроя́я себе други́е разли́чные жили́ща?
Но Рааве, прообразовáвшей Цéрковь, и́менно скáзано: «отцá твоегó и мáтерь твою́ и брáтию твою́ и весь дом отца твоегó да соберéши к себе в дом твой; и бýдет вся́к, и́же áще изы́дет из дверей дóму твоегó вон, сам себе пови́нен бýдет» [Ис. Нав. 2:18-19]. И тáинство Пáсхи, но закóну, вы́раженному в книге Исхóда, тóже трéбовало, чтóбы áгнец, закалáемый во óбраз Христá, снедáем был в одном дóме.

Бог так говори́т: «в домý еди́ном да снéстся; не изнеси́те мяс вон из дóму» [Исх. 12:46]. Плоть Христóва - святы́ня Госпóдня не может быть износи́ма вон из дóму; а для вéрующих нет другого дóма, крóме еди́ной Цéркви. Э́тот дом, эту оби́тель единóмы́слия Дух Святóй обозначáет в псалмáх, говоря́: «Бог вселя́ет единóмы́сленные в дом» [Пс. 67:7]. Так только единомы́сленные, соглáсные и простосердéчные живýт и пребывáют в дóме Бóжием, в Цéркви Христóвой.
Для тогó тáкже Дух Святóй яви́лся в ви́де голубя. Э́то простое и крóткое животное, без горькой жéлчи, не уя́звляющее, не терзáющее свирéпо когтя́ми, любит людски́е жили́ща и знает одно только совмéстное гнездо; во врéмя деторождéния пáры выводят вмéсте детей; во время летáния не разлучáются друг от дрýга; провóдят жизнь во взаи́мном сожи́тельстве; поцелуями свидéтельствуют о своём соглáсии и ми́ре; во всём наблюдают закóн единóмы́слия.
И в Цéркви должно быть знáемо такое же простосердéчие, должна быть достигáема такая же любовь: брáтство должно в любви́ подражать голубям, а в крóтости и ти́хости сравня́ться с áгнцами и óвцами.

Что произвóдит в сердце христиани́на звéрство волкóв, бéшенство псов, смертонóсный яд змей и вообще кровожáдную лю́тость зверéй?
Нáдобно радоваться, когда люди, подóбные им, отделя́ются от Цéркви, чтóбы своей свирéпой и ядови́той зарáзой не погуби́ли голубей и овéц Христóвых. Не могут быть соеди́няемы и смéшиваемы гóречь со слáдостью, мрак со светом, ненáстье с вёдром, война с ми́ром, безплóдие с плодорóдием, сýхость с водяны́м истóчником, бýря с тишинóй.

Пусть никтó не думает, бýдто дóбрые могут отдели́ться от Цéркви. Ветер не развевает пшени́цы, и бýря не исторгáет дéрева, растущего на твёрдом кóрне. Только пусты́е плéвелы уносятся ви́хрем; только слабые деревья падают от устремлéния бýри. Их-то предаёт прокля́тию и поражает апóстол Иоáнн, говоря́: «от нас изыдóша, но не бéша от нас, áще бы от нас были, пребы́ли ýбо бы́ша с нами» [Ин. 2: 19].

Éреси происходи́ли и происхóдят чáсто оттогó, что стропти́вый ум не имеет в себе ми́ра и посевающее раздóр веролóмство не держится еди́нства. Госпóдь, сохраня́я свободный наш произвóл, допускает быть семý, чтóбы, через искушéние сердец и мыслей наших состязáнием об и́стине, в я́сном свете представилась чи́стой вéра достóйных.
Об э́том предвозвещáет Дух Святóй через апóстола, говоря́: «подобáет и éресем в вас бы́ти, да искýснии явлéни бывают в вас» [1 Кор. 11:19]. Так испы́тываются вéрные и открываются веролóмные; так, ещё прéжде дня сýдного, отлучáются дýши прáведных от непрáведных и отделя́ются плéвелы от пшени́цы! Отделя́ются те, которые без Божéственного распоряжéния, самовóльно принимают начáльство над безрассýдными скóпищами, без закóнного посвящéния поставля́ют себя вождя́ми, присваивают себе и́мя епи́скопа тогда, как никтó не даёт им епи́скопства. Дух Святóй в псалмáх называет их сидящими на седáлище губи́телей [Пс. 1:1], я́звой и зарáзой для вéры; людьми, обольщáющими посрéдством змеины́х уст, искýсными в извращéнии и́стины; пáгубным языком, изрыгáющим смертонóсный яд; людьми, которых слово распространя́ется, как гангрéна [2 Тим. 2:17], и бесéда вливает смéртную зарáзу в сердце каждого.
Прóтив них вопиéт Госпóдь, от них удерживает и отклоня́ет заблуждáющийся народ свой, говоря́: «не слýшайте словéс прорóков, и́же прорóчествуют вам и прелщáют вас: видéние от сердца своего глагóлют, а не от уст Госпóдних. Глагóлют отвергáющим Мя: мир бýдет вам и всем, и́же ходят в пóхотех свои́х, и вся́кому ходя́щему в стропти́вости сéрдца своего рекóша: не прии́дут на вас злáя. Не глагóлах к ним, и тии́ прорóчествоваху. И áще бы стали в совéте Моéм, слы́шаны сотвори́ли бы словесá Моя́ и отврати́ли бы людей Мои́х от пути́ их лукáвого и от начинáний их лукáвых»2 [Иер. 23:16-17; 21-22]. Их же описывает и обозначáет Госпóдь, говоря́: «Менé остáвиша Истóчника воды́ жи́вы и ископáша себе кладенцы сокрушены́, и́же не возмóгут воды содержáти» [Иер. 2:13].
Тогда как, крóме одного, не может быть другого крещéния, они думают, что могут крести́ть. Оставив истóчник жизни, они обещают благодáть животвóрной и спаси́тельной воды́. Там не омывáются люди, а только бóлее осквéрняются; не очищаются грехи́, а только усугубля́ются. Такое рождéние произвóдит чад не Бóгу, но диáволу. Рождéнные от лжи не сподобля́ются обетовáнии и́стины. Порождáемые веролóмством погубля́ют благодáть вéры. Нарýшившие мир Гóсподень неи́стовым раздóром не могут дости́гнуть нагрáды ми́ра.

* * *

Пусть не обольщáют себя нéкоторые словами, скáзанными Гóсподом:
«идеже éста два или трие собрани вó имя Моé, ту есмь посрéде их» [Мф. 18: 20].

Изврати́тели Евáнгелия и лóжные толковáтели приводят эти словá, но э́то словá послéдующие, а предыдýщие они пропускают; напоминая об одной чáсти, а о другой ковáрно умáлчивают; как сами отдели́лись от Цéркви, так разсекáют и цéлость одногó и тогó же мéста. Госпóдь, внушáя ученикáм свои́м храни́ть единомы́слие мéжду собóю и мир, говори́т им: «глагóлю вам, я́ко áще два от вас совещáета на земли о вся́кой вéщи, еяже áще проси́та, бýдет и́ма от Отцá Моегó, И́же нá Небесéх; идéже бо éста два или три́е сóбрани вó имя Моé, ту есмь посреде их» [Мф. 18:19-20], - и тем показывает, что мнóгое предоставляется не многочи́сленности, но единмы́слию моля́щихся.

«Áще два от вас совещáета на земли́», - говори́т Он.

Таки́м óбразом, Госпóдь заповéдал спервá единодýшие, указал на соглáсие и научи́л вéрно и решительно соглашаться мéжду собóю. Как же согласи́тся с кем-ли́бо тот, кто не соглáсен с тéлом самой Цéркви и со всем брáтством?
Как могут собираться вó имя Христóво двое или трое, о которых извéстно, что они отделя́ются от Христá и от Евáнгелия Егó? Ведь не мы отошли́ от них, а они́ от нас. После тогó как через учреждéние ими разли́чных сбóрищ произошли́ у них éреси и раскóлы, они оставили Главý и Начáло и́стины. А Госпóдь говори́т о Своей Цéркви, говори́т к находя́щимся в Цéркви, что если они бýдут соглáсны, если, сообрáзно с Егó напоминанием и наставлéнием, собрáвшись двóе или трóе, единодýшно помóлятся, то, несмотря́ на то, что их только двóе или трóе, они́ могут получи́ть проси́мое от вели́чия Бóжия.

«Идеже éста два или трие собрани вó имя Моé, ту есмь посрéде их», - тó есть, посреде прóстых и миролюби́вых, боя́щихся Бóга и храня́щих зáповеди Егó. Посреде таковы́х-то Он обещал быть, подóбно томý как Он был с тремя óтроками в пещи óгненной и среди́ окружавшего их пламени ободрил дýхом росы́, потомý что они были прéданы Бóгу и единодýшны мéжду собóю [Дан. 3:50]; подóбно томý как Он находи́лся с двумя́ апóстолами, заключёнными в темни́цу, и, так как они были просты и единодýшны, открыл для них темни́чные двери и вы́вел их оттýда, чтóбы они передали народу то слово, которое вéрно проповéдовали [Деян. 5:19].

Итáк, когда Госпóдь в зáповедях Свои́х полагáет и говори́т: «идеже éста два или трие собрани вó имя Моé, ту есмь посрéде их», - то создавший и учреди́вший Цéрковь не отделя́ет людей от Цéркви, но, обличáя отпáдших от вéры и увещевáя вéрных к ми́ру, показывает Свои́ми словами, что Он охóтнее бывает с двумя́ или тремя́ единодýшно моля́щимися, нéжели с большим числом разномы́слящих, и что бóлее может быть испрóшено соглáсной моли́твой немнóгих, нéжели несоглáсным молéнием мнóгих.
Потомý-то и предпи́сывая закóн моли́твы, Он присовокупи́л: «и егда стои́те молящеся, отпущáйте, áще что и́мате на когó; да и Отéц ваш, и́же есть на Небесéх, отпýстит вам согрешéния вáша» [Мф. 11:25]. Приступающего же к жéртвоприношéнию с враждóю на когó-ли́бо Он не допускает к алтарю́, но повелевáет прéжде примири́ться с братом и тогда уж, возврати́вшись с ми́ром, принести́ дар Бóгу [Мф. 5:23-24]. Бог не призрéл на жéртвы Кáина, потому что не мог имéть ми́лостивым к себе Бóга тот, кто по зáвисти и враждé не имéл ми́ра с брáтом.

* * *

Какой же мир обещают себе враги́ братьев? Какие жéртвы думают приноси́ть зави́стники свящéнников? Неужéели, собираясь, они думают, что и Христóс нахóдится с ними, когда они собираются вне Цéркви Христóвой?
Да хотя́ бы таковы́е претерпéли и смерть за исповедáние и́мени, - пятнó их не омóется и самой кровью. Неизглади́мая и тя́жкая винá раздóра не очищается дáже страдáнием. Не может быть мýчеником тот, кто не нахóдится в Цéркви; не может дости́гнуть Цáрства тот, кто оставля́ет Цéрковь, имéющую цáрствовать.

Христóс даровáл нам мир; Он повелéл нам быть соглáсными и единодýшными, заповéдал ненарушимо и твёрдо храни́ть сою́з привязанности и любви́, и кто не соблюл братской любви́, тот не может быть мýчеником. Э́тому ýчит, э́то подтверждает апóстол Пáвел, говоря́: «áще и́мам всю вéру, я́ко и гóры преставля́ти, любвé же не и́мам, ничтóже éсмь; и áще раздáм вся́ имéния мóя, и áще предáм тéло моé, во éже сжещи́ é, любве же не и́мам, ни кая пóльза ми есть. Лю́бы долготéрпит, милосéрдствует, лю́бы не превозносится, не горди́тся, не безчи́нствует, не раздражáется, не мы́слит зла, вся лю́бит, всемý вéру éмлет, вся уповáет, вся тéрпит; лю́бы николи́же отпадáет» [1 Кор. 13:2-5; 7-8].
«Лю́бы, - говори́т, - николи́же отпадáет»: она навсегдá остáнется в Цáрстве [Небéсном], вéчно бýдет там продолжаться в еди́нстве брáтского сою́за. Раздóр не может удостóиться Цáрства Небéсного и нагрáды от Христá, Который сказал: «сия́ есть зáповедь Моя́, да любите друг друга, я́коже возлюби́х вы» [Ин. 15:12]. Не бýдет принадлежать Христý, кто веролóмным несоглáсием нарýшил любовь Христóву: не имéющий любви́ и Бóга не имеет. Блажéнный апóстол говори́т: «Бог лю́бы есть, и пребывáяи в любви́ в Бóзе пребывáет, и Бог в нéм пребывáет» [1 Ин. 4:16].

Итáк, не могут пребывáть с Бóгом не восхотéвшие быть единодýшными в Цéркви Бóжией, хотя́ бы они, быв прéданы, сгорели в плáмени и огнé или испусти́ли дух свой, бýдучи брошены на снедь зверя́м; однако и э́то не бýдет для них венцóм вéры, но бýдет наказáнием за веролóмство, не бýдет слáвным окончанием благочести́вого пóдвига, но исхóдом отчáяния.
Подóбный им может быть умерщвлён, но увенчáться он не может. Да он и христиани́нóм называет себя так же лóжно, как и диáвол чáсто называет себя лóжно Христóм, по изречéнию Самого Гóспода: «мнóзи приидýт вó и́мя Моé, глагóлюще, я́ко Аз есмь [Христóс], и мнóги прельстя́т» [Мф. 13:6]. Как диáвол не есть Христóс, хотя́ и обманывает Егó и́менем, так и христиани́ном не может почитáться тот, кто не пребывáет в и́стине Егó Евáнгелия и вéры.

* * *

Большое, конечно, дело и достóйное удивлéния - прорóчествовать, изгоня́ть бесóв и производи́ть вели́кие чудесá на земле; но совершающий всё э́то не дости́гнет Цáрства Небéсного, если не бýдет идти́ прямы́м путём. Госпóдь, возвещáя о том, говори́т: «мнóзи рекýт Мне в óн день: Гóсподи, не в Твоé ли имя прорóчествовахом, и Твои́м и́менем бéсы изгони́хом, и Твои́м и́менем си́лы мнóги сотвори́хом? И тогда исповéм им, я́ко николи́же знах вас; отыди́те от Менé дéлающии беззакóние» [Мф. 7:22-23]. Нужна правда, чтóбы удостóиться благоволéния у Бóга Судии́; нáдобно повиновáться Егó зáповедям и наставлéниям, чтóбы заслýги наши награждены́ были.

Госпóдь, показывая сокращённо в Евáнгелии путь вéры и надéжды нашей, говори́т: «Госпóдь Бог ваш, Госпóдь еди́н есть; и возлю́биши Гóспода Бóга твоегó всем сéрдцем твои́м и всéю душéю твоéю, и всéю крéпостию твоéю: сия́ есть пéрвая зáповедь. И вторáя подóбна ей: возлю́биши бли́жняго своегó, я́ко сам себé. В сию́ обою́ зáповедию вéсь закóн и прорóцы ви́сят» [Мф. 12:29-31; 22:37-40].
В э́том учéнии Своём Он преподáл еди́нство и вмéсте любовь; в двух зáповедях заключи́л закóн и всех прорóков. Какое же соблюдает еди́нство, какую любовь храни́т или о какой любви́ помышля́ет тот, кто, предáвшись поры́вам раздóра, рассекáет Цéрковь, разрушáет вéру, возмущáет мир, искореня́ет любовь, осквéрняет тáинство?

Давно ужé, возлю́бленнейшие брáтья, началось э́то зло; но опустоши́тельное действие э́того ги́бельного зла возросло ны́не, и ядови́тая пáгуба ерети́ческого развращéния и раскóлов стала бóлее и бóлее выказываться и распространя́ться.
Впрóчем, Дух Святóй предсказал через апóстола и предвозвести́л, что так и дóлжно быть при кончи́не вéка. «В послéдния дни, - говори́т Он, - настáнут временá лю́та. Будут бо человецы самолю́бцы, сребролю́бцы, вели́чавы, гóрди, хулницы, родителем проти́вящиися, неблагодáрни, непрáведни, нелюбóвни, непримири́телны, клеветни́цы, невоздéржницы, некрóтцы, неблаголю́бцы, предáтеле, нáгли, напы́щени, сластолю́бцы пáче, нéжели Боголю́бцы, имýщии óбраз благочéстия, силы же его отвéргшиися; от сих суть поныря́ющии в дóмы и пленя́ющий женишца отягощéнныя грехáми, води́мым пóхотми разли́чными; всегдá учащася и николи́же в рáзум и́стины приити мóгущия. Я́коже и Анни́й и Амври́й проти́вистася Моисéю, тáкоже и сии́ проти́вятся и́стине, человéцы растлéнни умóм и неискýсни о вéре. Но не преуспéют бóлее; безýмие бо их явлéно бýдет всем, я́коже и óнех бысть» [2 Тим. 3:1-9].
Предсказанное исполня́ется, и с приближéнием кончи́ны вéка явля́ются ужé таковы́е люди и настаю́т такие временá. При увели́чивающейся свирéпости врагá заблуждéние обольщáет, бýйство напыщáет, зáвисть воспламеня́ет, пóхоть ослепля́ет, нечéстие развращáет, гóрдость надмевáет, несоглáсие ожесточáет, гнев погубля́ет.

Но да не колéблет и не смущáет нас крáйнее и неожи́данное веролóмство мнóгих; пусть лýчше и́стина предсказанного укрепи́т вéру нашу. Как нéкоторые стали таковы́ми, потомý что э́то было предскáзано, так прóчие брáтья пусть остерегáются их, потомý что и э́то тáкже предвозвещенó в наставлéнии Гóспода: «вы же блюди́теся; се прéжде рех вам вся» [Мф. 13:23]. Убегáйте, молю́ вас, от таковы́х людей и, как смертельную зарáзу, отдаля́йте от себя и от слýха вашего пáгубные разговоры их, по Писáнию: «огрáди уши твои тéрнием и не слушай языкá нечести́ваго» [Сир. 28:28], потомý что «тлят обы́чаи блáги бесéды злы» [1 Кор. 15:33].

Сам Госпóдь научáет нас и заповéдует нам удаля́ться от таковы́х: «вожди́ суть слéпи слепцéм, - говорит Он, - слепéц же слепцá áще вóдит, óба в я́му впадýт» [Мф. 15:14]. Дóлжно отвращáться и бéгать от вся́кого, отдели́вшегося от Цéркви: «я́ко разврати́ся таковы́и и согрешáет, и есть самоосуждéн» [Тит. 3:11].
Можно ли представить себе, что тот нахóдится со Христóм, кто дéйствует прóтив свящéнников Христóвых, отделя́ет себя от общéния с Егó кли́ром и народом? Да ведь он вооружáется прóтив Цéркви, противодéйствует Божéственному домострои́тельству, он враг алтаря́, возмути́тель прóтив жéртвы Христóвой, измéнник в отношéнии вéры, в отношéнии благочéстия - святотáтец; непокóрный раб, сын беззакóнный, брат неприя́зненный: презрéвши епи́скопов и остáвивши свящéнников Бóжиих, он дерзáет устраивать другой алтáрь, составля́ть другую моли́тву из слов непозволи́тельных, лóжными жертвоприношéниями осквéрнять и́стину жéртвы Госпóдней и дáже не хочет знать, что действующий вопреки́ Бóжию чиноположéнию наказывается за безрассýдное дерзновéние по усмотрéнию Божéственному.

Так, Корей, Дафан и Авирон, восстáвшие прóтив Моисéя и Аарóна - свящéнника - и покуси́вшиеся присвои́ть себе право жертвоприношéния, тóтчас подвéрглись наказáнию за своё покушéние: земля, растóргнув связь свою́, открыла глубокую бéздну и рáзверзшимся зия́нием свои́м поглоти́ла их стоя́щих и живы́х; и не только зачи́нщиков порази́л гнев Бóжий, но исшéдший от Гóспода огонь не замéдлил испепели́ть в числе двухсóт пяти́десяти и прóчих, соедини́вшихся с ними, участников и споспéшников тогó же безýмия [Числ. 16], напоминая и показывая тем, что все покушéния, предпринимáемые нечести́выми по своей вóле для разорéния Божéственного чиноположéния, делаются прóтив Бóга.
Так и Озия царь, когда, взя́вши в руки кади́льницу и вопреки́ закóну Бóжию присвоя́я себе право жертвоприношéния, не захотел повиновáться и уступи́ть свящéннику Азáрии, возбраня́вшему ему э́то, посрамлён был гнéвом Бóжиим и поражен проказой на челе, - намéчен оскорблённым Бóгом на той части тéла, на которой получают знáмение угождáющие Гóсподу [2 Пар. 26].
Рáвно и сыновья́ Аарóновы, возложи́вшие на алтáрь огнь чýждый, которого возлагáть не повелéл Госпóдь, тóтчас были сожжены́ пред лицом Отмсти́теля-Бóга [Лев. 10].

Им-то подражают и послéдуют те, которые, презрéв Божéственные зáповеди, увлекáются чýждым учéнием и ввóдят устáвы, постановленные людьми.
Госпóдь обличáет и укоря́ет таки́х людей в Евáнгелии Своéм, говоря́: «остáвльше зáповедь Бóжию, дéржите предáния человеческая» [Мф. 7:8]. Э́то преступлéние хýже тогó, какое ви́димо соверши́ли пáдшие, которые потóм, раскáявшись в своём согрешéнии, умоля́ют Бóга вполнé удовлетвори́тельным покая́нием.

Здесь ищут Цéркви и мóлят её; там проти́вятся Цéркви. Здесь моглá довести́ до беззакóния необходи́мость; там - свободная вóля. Здесь пáдший причини́л вред только себе; а там уси́лившийся произвéсть Éресь или раскóл увлёк за собóю мнóгих обмáном. Здесь урóн для одной души́; там опáсность для весьмá мнóгих.

Э́тот понимает, что он точно согреши́л, плачет о том и сокрушáется; а тот, гóрдый в своём грехé и услаждáясь сáмыми беззакóниями, отлучáет сынóв от Матери, переманивает овéц от Пáстыря, разрушáет тáинства Бóжии, и тогда как пáдший согреши́л однáжды, тот греши́т ежеднéвно.
Наконец, пáдший, сподóбившийся мýченичества, может сподóбиться и обетовáнии Цáрства; а тот, если претéрпит и смерть вне Цéркви, не может дости́гнуть нагрáд Цéркви.

* * *

Пусть никтó не удивляется, возлю́бленнейшие брáтья, что дáже нéкоторые из исповéдников доходят до тогó же и потомý столь же нечести́во и тя́жко согрешáют. Исповедáние не освобождает от кóзней диáвола и находя́щемуся ещё в сем ми́ре не доставля́ет всегдáшней защиты от искушéний, опáсностей, нападéний и ударов вéка. Впрóчем, мы никогдá не ви́дели впослéдствии у исповéдников таки́х обмáнов, безчи́нств и любодея́ний, какие у нéкоторых людей ви́дим ны́не, - о чём скорби́м и болéзнуем.

Кто бы ни был исповéдник, всё же он не вы́ше, не лýчше и не богоугóднее Соломóна. А Солóмон докóле ходи́л в путя́х Госпóдних, дотóле обладáл и благодáтию, полученною от Бóга; потóм же, когда он оставил путь Гóсподень, тогда утратил и благодáть Госпóдню, как написано: «и воздви́же Госпóдь проти́вника на Соломóна» [3 Цар. 11:14].
И потомý в Писáнии сказано: «держи́, еже и́маши, да никтóже преи́мет венцá твоегó» [Апок. 3:11]. Госпóдь не угрожáл бы возмóжностию отня́тия венцá правды, если бы за потерей правды не слéдовала по необходи́мости и потеря венцá.

Исповедáние есть только при́ступ к славе, а не достижéние ужé венцá: оно не заканчивает пóдвига, а только предначинáет достóинство. В Писáнии говори́тся: «претерпéвыи до концá, той спасéн бýдет» [Мф. 10:22]: слéдовательно всё, что бывает прéжде концá, есть только ступéнь, по которой восхóдят на верх спасéния, а не предéл, где достигáется ужé сáмая верши́на.

Он - исповéдник; но после исповедáния предлежи́т и бóльшая опáсность, потомý что тут бóлее раздражён враг. Он - исповéдник; поэ́тому и должен держаться Евáнгелия Госпóдня тем крепче, что через Евáнгелие он стяжáл слáву от Гóспода.
Госпóдь говори́т: «вся́кому, ему же данó бýдет много, много взы́щется от него; и емýже предáша множáйше, множáйше истя́жут от негó» [Лк. 12:48]. Пусть же никтó не погибáет через пример исповéдников! Пусть никтó из постýпков исповéдника не научáется непрáвде, гóрдости, веролóмству!

Он - исповéдник; пусть же бýдет крóток и тих; соображая действия свои́ с благочи́нием, пусть бýдет скрóмен и, называясь исповéдником Христóвым, пусть подражáет Христý, Которого исповéдует. Христóс говори́т: «и́же вознесéтся, смири́тся: и смиря́яися вознесéтся» [Мф. 23:12]; да и сам Он превознесён от Отцá за то, что, бýдучи Слóвом, Си́лой и Премýдростью Бóга Отцá, смири́л Себя́ на земле [Фил. 2:8-9] - как же может люби́ть надмéнность Тот, Кто и нам заповéдал в закóне своём смирéние и Сам получи́л от Отцá преслáвное и́мя в нагрáду за смирéние?

Он - исповéдник Христóв; но только в таком слýчае, если чрез него не хули́тся потóм вели́чие и достóинство Христóво. Язык, исповéдавший Христá, не должен быть злоречи́в и сварли́в; не должен произноси́ть злослóвий и ругáтельств; не должен после хвалéбных слов изрыгáть змеи́ного я́да на братьев и свящéнников Бóжиих.
А если исповéдник сделается впослéдствии порóчным и безчéстным; если исповедáние своё обезслáвит поведéнием, осквéрнит жизнь свою́ посты́дными делами; если, наконец, оставив Цéрковь, в которой сделался исповéдником, и растóргнув сою́з еди́нства, прéжнюю вéру заменит послéдующим веролóмством, то таковóй из-за исповéдничества не может обольщáть себя тем, бýдто он избрáн для слáвной нагрáды; напрóтив, из-за тогó сáмого он заслужи́л тем бéльшее наказáние. Госпóдь и Ию́ду избрáл в число апóстолов; однако же Ию́да предал потóм Гóспода.

Впрóчем, как вéра и твёрдость апóстолов не поколебáлись оттогó, что предáтель - Ию́да - отдели́лся от их соóбщества, так и здесь достóинство и свя́тость исповéдников не умали́лись оттогó, что нéкоторые из них сдéлались веролóмны. Блажéнный апóстол в Послáнии своём говори́т: «что бо, áще не вероваша нéцыи? еда невéрствие их вéру Бóжию упраздни́т? Да не бýдет! Да бýдет же Бог и́стинен, вся́к же человек ложь» [Рим. 3:3-4].

Бóльшая и лýчшая часть исповéдников твёрдо стоя́т в вéре и в и́стине закóна и благочи́ния Госпóдня. Не отступáют от ми́ра Цéркви те, которые пóмнят, что в Цéркви они получи́ли благодáть по Бóжиему благоволéнию; и они тем бóльшую заслуживают похвалý за свою́ вéру, что, удали́вшись от веролóмства тех, с которыми соеди́нены были общéнием исповедáния, они избежáли через то грехóвной зарáзы. Просвещённые и́стинным светом Евáнгелия, озарённые чистым и ясным сия́нием Госпóдним, они - победители диáвола в борьбе с ним - столь же достохвáльны и за сохранение ми́ра Христóва.

Я желáю, возлю́бленнейшие брáтья, совéтую и убеждáю, чтóбы никтó из братьев, если можно, не погибáл и чтоб мáтерь, рáдуясь, заключала в свои́х объя́тиях одно тéло, состáвленное из одного соглáсного народа.
Если же спаси́тельный совéт не может возврати́ть на путь спасéния нéкоторых вождей раскóла и винóвников несоглáсия́, пребывáющих в слепом и упóрном безýмии, то, по крáйней мéре, вы, улóвленные простодýшием, или завлечённые обмáном, или обольщéнные какой-ли́бо лóвкой хи́тростью, - растóргните ковáрные сети, освободи́те от заблуждéния колéблющиеся стопы ваши, познáйте правую стезю́ небéсного пути́.

Апóстол говори́т: «повелевáем вам о и́мени Гóспода нашего Исýса Христá отлучáтися вам от вся́кого брáта, безчи́нно ходя́ща, а не по предáнию, éже прияшá от нас» [2 Фес. 3:6]. И в другом месте: «никтóже вас да льсти́т сýетными словесы́; сих́ бо рáди грядёт гнев Бóжий на сыны́ непокóрныя: не бывáйте ýбо сопричáстницы сим» [Еф. 5:6-7].
Дóлжно удаля́ться от намéренно согрешáющих, дóлжно дáже бежать от них, дáбы кто-ли́бо, присоединя́сь к безчи́нно ходя́щим и шéствуя с ними по путям заблуждéния и порóка, соврати́вшись с и́стинного пути, не сделался и сам винóвным в том же грехé.

Бог оди́н, и оди́н Христóс, одна Цéрковь Егó, и вéра одна, и оди́н народ, совокуплéнный в еди́нство тéла сою́зом соглáсия. Еди́нство не должнó дроби́ться; так же не должнó дроби́ться и одно тéло через разры́в свя́зи - не должнó разрываться на куски терзáнием отторжéнных внýтренностей: всё, что только отдели́лось от жи́зненного начала, не может с потерей спаси́тельной сýщности жить и дышáть осóбой жизнью.

Дух Святóй, увещевáя нас, говори́т: «кто есть человек хотя́и живóт, любя́и дни ви́дети блáги? удержи́ язык свой от зла, и ýстне свои́ éже не глагóлати льсти; уклон́ися от зла и сотвори́ блáго; взыщи́ мир и пожени и́» [Пс. 33:13-15]. Сын ми́ра должен желáть и искáть ми́ра; познáвший и возлюби́вший сою́з любви́ должен воздéрживать язык свой от злого раздóра.
Госпóдь, приближáясь ужé к страдáнию, мéжду прóчими свои́ми наставлéниями и спаси́тельными внушéниями преподáл и слéдующее: «мир оставля́ю вам, мир Мой даю́ вам» [Ин. 14:27]. Вот какое наслéдие даровáл нам Христóс! В сохранении ми́ра Он заключи́л все дары́ и нагрáды Свои́х обетовáнии.

Итáк, если мы наслéдники Христóвы, то должны́ пребывáть в ми́ре Христóвом; если мы сыны́ Бóжии, то должны́ быть миротвóрцами: «блажéни, - говори́т Он, - миротвóрцы, я́ко ти́и сы́нове Бóжии нарекýтся» [Мф. 5:9]. Сынáм Бóжиим надлежи́т быть миротвóрными, крóткими сердцем, прóстыми в слóве, соглáсными во взаи́мной располóженности, вéрно сопряжёнными друг с другом сою́зом единодýшия.

Такое единодýшие было когда-то при апóстолах: пéрвенствующие христиáне, соблюдáя наставлéния Гóспода, держались взаи́мной любви́. Э́то подтверждает Божéственное Писáние, которое говори́т: «народу же вéровавшему бе сердце и душá еди́на» [Деян. 4:32]. И в другом месте: «сии́ вси бя́ху терпяще единодýшно в моли́тве и молéнии, с женáми и Мари́ею Мáтерию Исýсовою, и с брáтиею Егó» [Деян. 1:14]. Потомý-то и моли́тва их была действи́тельна; потомý-то они могли́ надéяться получи́ть всё, чегó только проси́ли у милосéрдного Гóспода.

А у нас и единодýшие оскудéло, и умали́лась щéдрость в подая́нии. Тогда продавали домá и сёла и, слагáя себе сокрóвища на Нéбе, получаемую плáту отдавали апóстолам для раздела неимýщим. Мы же не уделя́ем ны́не и деся́той чáсти от свои́х стяжáний, и, когда Госпóдь повелевáет продавать их, мы тем бóлее покупаем и приумножáем. Так у нас оскудéла сила вéры! Так умáлилась крéпость вéрующих!
И потомý-то Госпóдь, предви́дя временá наши, говори́т в своём Евáнгелии: «Сын Человéческии пришед ýбо обря́щет ли Си вéру на земли́?» [Лк. 18:8]. Мы ви́дим, что предскáзанное Им сбывáется. Нет у нас никакой вéры ни в страхе Бóжием, ни в закóне прáвды, ни в любви́, ни в дéле.

Никтó с боя́знью за бýдущее не помышля́ет о дне Госпóднем и гнéве Бóжием; никтó не думает о грядýщих наказáниях для невéрующих и о вéчных мýках, предназнáченных веролóмным. Сóвесть наша страши́лась бы э́того, если бы томý вéрила; а как она не вéрит, то не страши́тся. Если бы вéрила, то и остереглáсь бы; а остерегáясь, избежáла бы опáсности.
Возбуди́м же себя, возлю́бленнейшие брáтья, сколько можем и, оттря́сши сон прéжней лéности, будем бóдрствовать в соблюдении зáповедей Госпóдних. Будем таки́ми, какими повелéл нам быть Сам Госпóдь, говоря́: «да бýдут чрéсла вáша препоя́сана, и свети́льницы горя́ще; и вы подóбни человéкам чáющим Гóспода своего, когда возврати́тся от брак, да пришéдшу и толкнýвшу, абие отвéрзут Емý. Блажéни раби ти́и, и́хже пришéд Госпóдь обря́щет бдя́щих» [Лк. 12:35-37]. Так надлежи́т нам быть препоя́санными, дáбы наступивший день развя́зки не застал нас в затруднéнии и неготóвности. Да просвети́тся и воссия́ет в добрых делах свет наш, который провёл бы нас из нóчи вéка сегó к свéту вéчной слáвы.

Будем ожидáть с всегдáшней забóтливостью и осмотри́тельностью внезáпного пришéствия Гóспода, дáбы, когда Он постучи́тся, бóдрствовала вéра наша в чáянии получи́ть нагрáду от Бóга за своё бóдрствование.
Если мы сохрани́м эти повелéния, соблюдём эти наставлéния и зáповеди, то никак не будем нечáянно засти́гнуты усыплéнными прéлестью диáвольской и - рабы́ бóдрствующие - станем цáрствовать с Влады́кой Христóм, Емý же слáва, со Отцéм и Святы́м Дýхом, вó веки, ами́нь!

* * * * * * *

Примечания:
1 Serpens - змий или ползýн, от глагóла serpo - пóлзать.
2 Последний стих (22) у св. Киприана читается так: если бы стоя́ли в Моéй сýщности,
   слýшались слов Моих́ и научи́ли народ Мой, то Я обрáтил бы их от лукáвых пóмыслов их.

 

 




ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project