«Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Выпуск 11 (октябрь 2016)

епископ Инокентий (Усов)

ПРИЧИНА ВОЙН

Войнá, войнá!... Какóе ужáсное слово! Какóе ужáсное дéло!

Но ужáснее всегó то, что э́то слово и дело всегдá было, есть, и бýдет, покá существýет род человеческий, и чем дальше, тем, кажется, хýже.
Сам Спаси́тель предсказал, э́то и пред сáмым концóм ми́pa бýдут войны́, и притóм осóбенные и кровопроли́тные. Услышите о вóйнах и о воéнных слýхах, смотри́те не ужасáйтесь, и́бо надлежи́т всему томý быть, - сказал Он, - но э́то ещё не конец. «И́бо возстáнет народ на народ и цáрство на цáрство».

Неужели же никогдá и не настáнет такóго времени, когда войны́ не бýдет, то есть, когда она станет невозмóжной? Хочется верить, что такóе время настáнет.

Лýчшие, а иногдá дáже и хýдшие представители рóда человеческого всегдá забóтились, и забóтятся об осуществлéнии всеóбщего и вéчного ми́ра, так, чтóбы войны́ никогдá не было.
Кажется, все срéдства, и хорошие, и дурны́е, были испробованы, и прóбуются с э́тою цéлью - и всё напрáсно. Изобретали стрáшные веществá и орýдия для удобнейшего и скорéйшего истреблéния друг дрýга, ниспровергáли прави́тельства и прави́телей, заключали междунарóдные сою́зы, договóры, “вéчные миры”, устраивали третéйские суды́, óбщества ми́ра, отказывались идти в воéнную слýжбу, проклинали войнý и вои́телей, доказывая её зло и ги́бельность для вою́ющих и дáже невою́ющих... , а войнá, как ужáсное привидéние, как злой дух безжáлостно терзáет человека, нáгло издевáясь над всем егó достоя́нием.

* * *

Отчегó же так?

Отчегó люди, при всём своём желáнии и старáнии, не мóгут прекрати́ть войны́ - э́того ужáснейшего уби́йства сами́х себя?
Оттогó, что срéдства для э́того употребля́ли и употребля́ют не те, каки́е слéдует. А срéдства употребля́ют не те потомý, что причи́ны войны́ ищут не там, где надо, и нахóдят те, которые им навя́зывают.

Одни́, дýмая, что причи́ною войн явля́ются прави́тельства, или прави́тели, наси́льно ниспровергáли их, забывая, что вóйны начались раньше вся́ких прави́телей и прави́тельств, и что где их нет, там, всё равнó, войны́ ведутся, и притóм ещё хýдшие, не междунарóдные, а междоусóбные и постоя́нные, как, напримéр, мéжду ди́кими племенáми Африки, Америки и Полинéзии.
Сами прави́тели и прави́тельства иногдá тáкже полагáли, что в их влáсти воевáть и навсегдá прекрати́ть вóйны, и потомý заключали рáзные миры вéчные, свящéнные сою́зы, чтóбы войны́ никогдá не было; но как бы в опровержéние такого мнéния вскóре вынуждéны были брáться за opyжие и воевáть.

Ины́е, считая причи́ною войн одни только междунарóдные недоразумéния, заключали рáзные сою́зы, третéйские суды́ и т. п., в надежде таки́м путём избéгнуть вся́ких войн; но и э́то мало помоглó дéлу.

Нéкоторые, полагáя, что вóйны происхóдят бýдто оттогó, что люди или, точнéе, народы не боя́тся друг друга, стараются изобретáть сáмые стрáшные орýдия, сáмые злые веществá для истреблéния людей и снабди́ть ими все народы, чтóбы они боя́лись друг друга и не воевáли бы.
Э́то так же хорошо и дéльно, как и то, что для тогó, чтóбы не было драк, вооружи́ть всех людей ножами и рýжьями. На время онó, пожáлуй, и удéржит нéкоторых людей от драк, но при первом же столкновéнии может произойти́ не драка, а настоя́щая бóйня, резня́ или ещё хýже.

Явля́ются и таки́е, которые ýчат, что стóит только отказáться всем от воéнной слýжбы, уничтóжить вся́кое начáльство и власть, и тогдá войн никогдá не бýдет, так как причи́ною их бýдто бы явля́ются начáльства граждáнское н духóвное, которым почемý-то бýдто непремéнно хочется убивать людей путём войны́. Как нелéпо э́то мнéние, однáко и онó нахóдит себе сторóнников; во главé егó стои́т один из вели́ких, но отпáвших от Христá писателей.
Стóит ли опровергáть э́то стрáнное мнéние, э́тот абсýрд? Онó столь же правди́во, полéзно и целесообрáзно, как и тот совéт, что для тогó, чтóбы не было болéзней, - уничтóжить лекáрства и врачéй. Вою́ют и там, где нет никакóго начáльства, вою́ют и при деспоти́ческом правлéнии, вою́ют и при конституциóнном и республикáнском правлéнии, вою́ют и при бюрократи́ческом, плутократи́ческом и демократи́ческом правлéнии, вою́ют и христиáне, вою́ют и язы́чники, вою́ют и вéрующие, вою́ют и невéрующие; слóвом - нет такóго народа, который бы никогдá не воевáл; нет такой страныṙ, где ни рáзу не было войны́.

Что же из э́того слéдует?

А то, что ни форма правлéния, ни начáльства, ни рели́гия, ни цéрковь, ни духовéнство, ни междунарóдные отношéния и ничтó другóе подóбное сами по себе не суть винóвники войн.

* * *

Кто же винóвник войны́? Какая причи́на их произвóдит?

Чтóбы прáвильно отвéтить на э́тот вопрос, нýжно предвари́тельно реши́ть, что такое войнá.

Войнá, с церкóвно-религиóзной точки зрения, есть ни что инóе, как однó из величáйших, ужáснейших бéдствий и наказáний, какие только постигáют человечество по прóмыслу или попущéнию всевéдущего Бóга.
Цéрковь в свои́х моли́твах и творéниях причисля́ет её к разря́ду таких бéдствий как гóлод, мóровое повéтрие, землетрясéние и т. п. А причи́на всех э́тих бéдствий - или, точнéе, наказáний - суть наши злы́е делá, наши грехи́ пред Бóгом.

Когда царь Давы́д согреши́л, к немý яви́лся прорóк Гад и от лицá Бóжия сказал: «Избирáй себе [любóе из трёх наказáний]: быть гóлоду в стране твоéй семь лет, или чтóбы ты три месяца бéгал от неприя́телей твои́х, и они преслéдовали тебя́ (т. е., войнý), или чтóбы в продолжéние трёх дней была мóровая я́зва в странé твоей» [2 Цар. 24:13].
Давы́д избрáл послéднее, и мор истреби́л бóлее семидесяти тысяч народа. Не я́сно ли, что причи́на войны́ и подóбных ей бéдствий суть наши грехи́ и беззакóния, пребывáя в которых, мы, пожáлуй, и можем избежáть войны́, но не наказáния Бóжия: не бýдет войны́ - бýдет гóлод; не бýдет гóлода - бýдет мор или ещё что-нибýдь подóбное, а то и хýдшее.

Если бы люди и народы, совершáя злы́е делá, грехи́ и беззакóния и постоя́нно пребывáя в них, умудри́лись бы избéгнуть вся́кой обыкновéнной кáры Бóжией, - устроили бы так, что не было бы ни войны́, ни гóлода, ни мóра, ни други́х подóбных всенарóдных бéдствий, слóвом - сделали бы землю, по-ви́димому, как рай Бóжий, тогдá Бог наказáл бы их други́м, быть может, необы́чайным, ужáснейшим óбразом.

Жители Содóма и Гомóрры, ведя́ крáйне нечести́вую к разврáтную жизнь, наслаждáлись всеми земными благами, так что их страна была, как рай Бóжий [Быт. 13:10]: не терпéли они никаки́х обы́чных бед и несчáстий. Однáко казнь Бóжия порази́ла их ужáснее вся́кой войны́: стрáшный огонь, пáвший с нéба, сжёг их живы́ми, всех и всё: и мужчин, и женщин, и стариков, и младéнцев, и скот, и вся́кое имýщество, и дáже землю, на которой они жили, так что образовáлась прóпасть, напóлненная и доны́не гóрькой отврати́тельной водой и извéстная под именем Мёртвого мóря.

В сравнении со мнóгими други́ми бéдствиями, войнá ещё довóльно лёгкое напоминáние Бóжие людям испрáвить свою́ жизнь. При други́х наказáниях (например, во врéмя мóра) ги́бнут все, без разли́чая пóла, вóзраста и состоя́ния, а на войнé умирáют только те, когó пошлю́т, или кто пойдёт на э́то, да и они имéют возмóжность избегáть смéрти и дáже как бы сражáться с нéю.

Умирáют наши бли́жние, наши соотéчественники и рóдственники на войнé за наши ли́чные, общéственные, нарóдные, исторические и ины́е грехи́ и беззакóния: э́то как бы очисти́тельная жéртва за нас, хотя́ и не желáтельная, но, должнó быть, необходи́мая.

Очень нехорошо и нежелáтельно, чтóбы у человека появля́лись я́звы, или нары́вы; но э́то чáсто слýжит к егó выздоровлéнию. Если не дать нары́ву вы́йти нарýжу, болéзнь не уничтóжится, а лишь при́мет другýю, может быть, бóлее тяжёлую форму, и, пожáлуй, кончится смéртью. Конéчно, лýчше, éсли нет ни нарýжной, ни внýтренней болéзни; но трéбуется, чтóбы и́менно не было самóй болéзни. А когда она есть, заглушáть проявлéния её безполéзно: в лýчшем слýчае, э́то только облегчит на время страдáния больнóго, но не излéчит егó болéзни.
Нужно не угашáть отдельные припáдки или проявлéния болéзни, а лечи́ть сáмую болéзнь, уничтóжая причи́ну, её производя́щую: тогдá все припáдки и проявлéния её исчéзнут сáми собóй. Так дóлжно разсуждáть и дéйствовать и относи́тельно болéзней человечества, одной из которых есть войнá, а причи́на, её производя́щая, есть не другое что, как только наши злы́е делá, наше невоздержáние и самолю́бие, наше немилосéрдие, жестокосéрдие и нéнависть друг к другу, наши семéйные неуря́дицы и общéственные разстрóйства, наши общерýсские церкóвные нестроéния, раздóры и гонéния за вéру и убеждéния, наша лéность к моли́тве и отчýждение от Бóга и святы́х Егó, доходя́щая у нéкоторых до открытого невéрия и злóбного кощýнства и богохýльства.

Войнá и други́е общенарóдные бéдствия - необходи́мое, как бы естéственное слéдствие э́тих причи́н. При́мем же прóтив э́тих причи́н и корнéй всех наших бéдствий соотвéтствующие мéры и спóсобы, раскáемся во всех свои́х грехáх и беззакóниях, и стáнем твори́ть противополóжные им добродéтели, тогдá и только тогдá Бог отврати́т от нас не только вóйны, но и все други́е бéды, несчáстия и наказáния. Хотя́ и предскáзано, что вóйны бýдут до сáмого скончáния ми́ра, но если уничтóжатся причи́ны, их вызывáющие, не стáнет и их сами́х.

Бог предсказал чрез Своегó прорóка Иóну, что чрез три дня Ниневия бýдет разрýшена; однáко, когдá жители её раскáялись в свои́х злых делáх, Бог отложи́л Свой приговóр, и Ниневия была спасенá, осталась неразрýшенной.
Éсли в Вéтхом Завéте Бог оказáл такýю вели́кую ми́лость приговорённым к поги́бели грéшникам рáди их покая́ния, тем бóлее в Нóвом - готов оказáть её. Помóлимся же Емý о прощéнии наших прегрешéний, вóльных и невóльных, помóлимся об облегчении страдáний вóинов, полагáющих жизнь свою́ рáди наших грехóв и беззакóний, помóлимся «о ми́ре всегó ми́ра» и о лю́бящих э́тот мир, во главé которого должны́ стоя́ть христиáне.

1910 г.

 

 




ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project